Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Народность в понимании Толстого ("Война и мир")

  • Статья
  • Еще по теме

Народный характер войны 1812 года узнавался автором по тому единому общему для всех чувству, по высоте народного духа, которые вели всех русских: мирных жителей, солдат, партизан, офицеров — к победе над врагом. Откуда возникает в годы бедствия это общее народное чувство? Показал ли Толстой его истоки и проявления в мирной жизни людей?

Ответом послужит анализ сцен охоты и русской пляски Наташи (том 3, часть 4, главы 3—7). Важно почувствовать, что в этих сценах автор показывает идеал той полной и радостной жизни, в которой нет ничего искусственного. Именно эта глубинная Россия, в которой почти стирается грань между барином и мужиком, хранит сокровища народной души. Здесь стирается всё внешнее, поверхностное, фальшивое, что кажется важным в Петербурге.

Толстой показывает, как во время охоты примиряются давние враги и крепостной становится на равную ногу с дворянином, потому что все на равных заняты общим и важным для всех делом. Пляска Наташи и дальнейшие сцены святочных гуляний убеждают нас в том, что русский мир хранит свою силу и красоту, что он целостен и гармоничен. Ростовы ближе других героев романа стоят к простым людям и природе. Чувствовать себя единым целым со всем миром, впитывать и растить в себе национальные, народные начала им дано в наибольшей мере. В этом, по Толстому, источник их душевного богатства, источник таланта и обаяния Наташи.

Другим героям «Войны и мира» чувство единства с народным целым даётся гораздо труднее. Вспомним сцену приезда князя Андрея в Богучарово из сожжённого Смоленска, его речи перед Бородинской битвой.

Для Пьера Безухова проводником в общенародную жизнь становится Платон Каратаев. Важно отметить, что Каратаев у Толстого не какой-то выдающийся мыслитель в народной среде, а воплощение самой сердечной сущности этой среды. Он носитель вековой народной мудрости, и Толстой показывает, что эта мудрость светла и жизнерадостна. Болезнь и смерть Платона не меняют смысла тех истин, которые он утверждал. Но Пьера всё-таки горестно тревожит контраст между общим законом гармонии и осмысленности мира и частным фактом гибели человека, поэтому он избегает Платона Каратаева в его последние дни.

Прикосновение к народному миру через лишения и горе (босые израненные ноги Пьера — символ его укоренения в родной почве), через речи Платона Каратаева дают ему силу, свободу, душевное здоровье и твёрдость воли, которых не было раньше.

Проявления народности, по Толстому, многообразны. Бесшабашная удаль Денисова, религиозность княжны Марьи, хлебосольство и бескорыстие графа Ильи Ростова, прямодушие Ахросимовой одинаково народны. Заметим, что писатель любит подмечать общие национальные начала в их индивидуальном проявлении. Массовость для него не синоним народности. Толстой учит читателя отличать народ от толпы. Вспомним сцену с царскими бисквитами или эпизод расправы с Верещагиным. Здесь нет народа и нет подлинной народности, только слепые инстинкты человеческой массы. Враждебные народному духу начала могут проявляться и в поступках аристократов (переход в католичество графини Безуховой), и в действиях простолюдинов (лакейство Лаврушки перед Наполеоном).

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: katerina510 (13.01.2019)
Просмотров: 611 | Теги: Война