Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Кутузов и Наполеон: характеристика героев романа "Война и мир"

  • Статья
  • Еще по теме

Кутузов предстаёт в романе полководцем, чувствующим дух своего войска, его потаённую силу и нравственную мощь. В этом заключается его «тайное знание», позволяющее пренебрегать императорскими замечаниями и советами. Его понимание военного дела позволяет ему не вмешиваться в ход кампании, избегать диктовки своей воли. Конечно, он полагался на свои знания и опыт, но «презирал и знание и ум и знал что-то другое, что должно было решить дело». Это «что-то другое» и был дух войска, тот момент исторической удачи, который позволяет герою — одному человеку из сотни тысяч — своим подвигом выразить то, что потом назовут «неумолимым ходом истории» или «исторической закономерностью». А вот что же именно подвигло героя на поступок, что заставило его пожертвовать собой ради общей победы - навсегда останется загадкой для историков. Разгадывать подобные загадки и призваны писатели.

Толстой даже самых любимых своих героев не показывает безупречными и непогрешимыми. В день, который принёс Наполеону самые большие потери за всю русскую кампанию, в день Бородинской битвы, Кутузов узнаёт о гибели двадцати своих генералов, людей, которых он знал и которым доверял. Бородинское поле покрыто людскими трупами. Раненых не успевали спасать, и они лежали на политой кровью и вспаханной снарядами земле, ожидая своей участи. «Ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». И тогда даже Кутузов, который в романе «Война и мир» предстаёт спасителем Отечества, изгнавшим Наполеона и закончившим после этого своё земное предназначение и свой земной путь, убеждается в «бессильности своей прежде сильной руки».

В раскрытии образа Кутузова переплетаются две важнейшие композиционные линии, особо заметные и третьем и четвертом томах «Войны и мира»: художественный вымысел и историческая документальность в описании батальных сцен.

Итак, в Кутузове главное для Толстого - его гуманизм, как бы парадоксально это ни выглядело, когда рассказ идет о проведшем всю жизнь в седле военачальнике. Толстой старается подчеркнуть свою писательскую «объективность», время от времени «снижая» образ своего героя, например знаменитым рассказом о дремоте во время важного штабного совещания.

Наполеон для него воплощение человеческого зла. Он не понимает «ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать их значение». Он навсегда отрезан от других людей из-за своей гордыни. Он эгоист и слепо верит в то, что значение имеют только его поступки. По мнению Наполеона, каждый его шаг — поступь истории. Замечательная фраза о том, что «нет истинного величия там, где нет простоты, добра и правды», показывает подлинное отношение повествователя к Наполеону.

Именно в образе Наполеона наиболее наглядно проявилась победа реализма над романтизмом: писатель не восхищается романтическим бунтарём, как некоторые герои романа. Для Толстого важнее моральные принципы, которые руководят человеком, и если мораль преступна — то герой, будь он даже великим полководцем, не заслуживает ни восхищения, ни сочувствия.

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2091