Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Биография и творчество Толстого Льва Николаевича

  • Статья
  • Еще по теме

Величайший русский писатель и религиозный мыслитель Л.Н. Толстой еще при жизни достиг небывалой известности. «Великим писателем русской земли» назвал Толстого его старший современник Тургенев. По словам писателя Андрея Белого, «Лев Толстой – самое выдающееся явление русской жизни ХIХ столетия».

Богатый и знатный род Толстых, к которому он принадлежал, уже во времена Петра I занимал выдающееся положение. Среди предков по отцовской линии сподвижник Петра I П.А. Толстой. Отец писателя Николай Ильич – участник Отечественной войны 1812 года, после окончания войны ушел в отставку. Он женился на некрасивой и уже не очень молодой, но богатой княжне Марии Николаевне Волконской. По материнской линии Толстой был в родстве с А.С. Пушкиным, а также с декабристами князем С.П. Трубецким и князем С.Г. Волконским. Брак был счастливым. У них было 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочь Мария.

Лев Николаевич родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) 1828 года в усадьбе матери Ясная Поляна, находящейся совсем недалеко (в 15 километрах) от старинного русского города Тулы. Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Из рассказов о матери он вынес представление о ней как о духовно прекрасном человеке.

Толстой воспитывался в патриархально-аристократической религиозной среде. Прислуга в доме Толстых была глубоко верующей, преданной своим господам, самоотверженной. Такова была няня его Татьяна Филипповна и другие слуги. У Толстого уже в детстве возник идеал всеобщего братства и любви людей друг к другу. Его старший брат Николенька однажды объявил, что знает тайну, как сделать всех людей счастливыми. Эта тайна написана им на зеленой палочке, которая зарыта у дороги, на краю оврага.

Семейные предания, рассказы родных и близких об Отечественной войне 1812 года, о восстании декабристов оказали на Толстого большое влияние, оставили заметный след в его творчестве. Толстой говорил, что без Ясной Поляны, которую он называл «своей маленькой родиной», он не может представить себе Россию.

Отец Толстого неожиданно скончался от удара в 43 года. Как записал со слов Толстого его первый биограф П.И. Бирюков, «смерть отца была одним из самых сильных впечатлений детства Льва Николаевича». Со смертью отца начинается отрочество, которое не было таким радостным, как детство.

После смерти отца наибольшее влияние на Толстого имела его троюродная тетка Татьяна Александровна Ергольская. Татьяна Александровна любила его отца, но не вышла за него замуж, чтобы он смог жениться на богатой княжне Волконской и спасти от бедности себя и свою семью. Ергольская любила детей Николая Ильича, как своих. Именно Ергольская дала молодому Толстому совет «писать романы».

В 1844 году Толстой поступил на факультет восточных языков Казанского университета. В то время ректором Казанского университета был великий русский математик Н.И. Лобачевский. Толстой хотел стать дипломатом. У Льва Николаевича были необыкновенные способности к усвоению языков. Но он только числился в университете, занимался мало, получая двойки и единицы на экзаменах. В 1845 году он перевелся на 1 курс юридического факультета.

Во время пребывания в Казани с его братом Сергеем произошел следующий случай. Сергей Николаевич влюбился в дочь местного воинского начальника. Однако его чувство к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался экзекуцией бежавшего из казармы солдата. Лев Николаевич через 50 с лишним лет (в 1903 году) воспользовался этим случаем для своего рассказа «После бала». Может быть, этот случай, о котором Толстой узнал от своего брата, впервые заставил его усомниться в нормальности и справедливости существующего строя.

В Казани Толстой заболел и оказался в клинике, где он начал вести дневник 17 марта 1847 года. Дневник он будет вести всю жизнь, до самой смерти.

В это время он начинает увлекаться произведениями Жан-Жака Руссо. Особенно сильное впечатление на него произвела «Исповедь».

В конце концов он бросает университет и поселяется в Ясной Поляне. Он занимается самообразованием, много читает. Ему очень нравятся кавказские повести А.А. Бестужева-Марлинского, который в то время был первым прозаиком в России.

Старший брат Николай уговорил Льва Николаевича поехать с ним на Кавказ, к месту его службы. Весной 1851 года Толстой уехал на Кавказ. Вскоре он решил поступить на военную службу. В 1852 году он заканчивает повесть «Детство», которую начал писать еще в Москве. Посылает ее в Петербург, в редакцию журнала «Современник». Получив рукопись, редактор «Современника» Н.А. Некрасов решил ее напечатать и написал автору ободряющее письмо. Некрасов, правда, изменил заглавие на «Историю моего детства», чем Толстой был очень недоволен, так как в повести рассказано подробно только о нескольких днях из жизни героя Николеньки Иртеньева. Повесть, подписанная инициалами Л.Н., имела большой успех. Автора сразу причислили к таким корифеям литературы, как Гончаров, Тургенев, Островский.

У Толстого был замысел написать роман «Четыре эпохи развития» («Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость»), который не был полностью осуществлен, так как четвертую часть Толстой не написал.

Жизнь на Кавказе нашла отражение в повести «Казаки» (первоначальное заглавие «Беглец»), которую Толстой писал с перерывами более 10 лет (1852 – 1862). «Казаки» были начаты стихами. Таким образом, с самого начала работы над повестью Толстой чувствовал ее особую поэтичность. Во время работы над повестью Толстой перечитывает поэму Пушкина «Цыганы», которая оказала большое влияние на замысел «Казаков». Герой повести Оленин даже своей фамилией напоминает имя героя поэмы Алеко.

Когда в 1853 году вспыхнула Крымская война, Толстой перевелся в Дунайскую армию. В 1855 году он находился в осажденном Севастополе. Об осаде Севастополя он написал цикл «Севастопольских рассказов» («Севастополь в декабре 1854 г.», «Севастополь в мае 1855 г.» и «Севастополь в августе 1855 г.»). В «Севастопольских рассказах» показаны мужество и героизм защитников Севастополя. Они произвели огромное впечатление на читателей.

В августе 1855 года Толстой приехал в Петербург, где его встретили с распростертыми объятиями в литературных кружках. Он подружился с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем.

В 1856 году Толстой вышел в отставку. В следующем году он отправился за границу. В Париже он наблюдает публичную смертную казнь убийцы посредством гильотины. Это произвело на него сильное впечатление. После этого он внезапно уезжает из Парижа в Женеву, на родину Руссо. В Люцерне в дорогом отеле он становится свидетелем случая с уличным певцом, давшего тему для рассказа «Люцерн». В этом рассказе Толстой выразил свое разочарование в европейской жизни.

Вернувшись в Россию, он занялся педагогической деятельностью и создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. В 1862 году он стал издавать журнал «Ясная Поляна», посвященный вопросам педагогики. В старости, подводя итоги своей жизни, Толстой записал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям». Первым периодом он назвал годы работы в яснополянской школе.

В сентябре 1862 года Толстой женился на младшей дочери московского врача А.А. Берса Софье Андреевне. Ему было 34, ей 17 лет. Толстой женился по большой любви. Жена была его преданным помощником и другом.

Толстой с увлечением занимается хозяйством, любит семью и отдается творчеству. Семь лет (1863 – 1869) он посвящает непрерывному, напряженнейшему труду над романом-эпопеей «Война и мир». 

После «Войны и мира» Толстой долго не мог найти тему и сюжет своего нового произведения. Он задумывает произведение об эпохе Петра I, изучает первоисточники. В эпохе Петра I он увидел «узел» русской жизни. Также он продолжает заниматься вопросами педагогики, создает хрестоматию для детей «Азбука» и другие учебные пособия.

Чтение прозы Пушкина явилось толчком к началу работы над романом «Анна Каренина» (1873-1877). Одним из прототипов главной героини романа послужила дочь А.С. Пушкина. В последней части «Анны Карениной» дается описание того душевного кризиса, который переживал в то время автор, искавший, как и Левин, ответы на мучившие его вопросы о смысле и цели жизни. Толстой назвал «вторым рождением» происшедший в конце 1870-х годов перелом в его мировоззрении, о котором он рассказал в «Исповеди» (1879-1881): «Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого давно были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, наука, искусство – все это предстало мне как баловство. Я понял, что искать смысл в этом нельзя. Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом». Писатель заявил в «Исповеди» и в последовавшем за ней социально-обличительном трактате «Так что же нам делать?» (1881-1886) о своем полном разрыве с дворянским классом.

Идея воскресения – основная в творчестве Толстого после пережитого им «перелома». Она проходит через повести и народные рассказы писателя 1880-х годов и получает воплощение в его последнем романе. Вышедшая в середине 80-х годов повесть «Смерть Ивана Ильича», произвела очень большое впечатление на многих современников автора, в том числе на известного композитора П.И. Чайковского. В восторге от повести был французский писатель Ги де Мопассан. В 80-е годы Толстой принимается за создание народной литературы. Он пишет народные рассказы: «Чем люди живы», «Где любовь, там и Бог», «Свечка» и другие. В 1884 году по его инициативе организовано издательство «Посредник», которое должно было по дешевым ценам выпускать книги для народа.

В 1890-е годы Толстой создает такие повести, как «Дьявол», «Крейцерова соната», «Отец Сергий»; начал работу над своим последним историческим произведением – повестью «Хаджи-Мурат». Писатель писал эту повесть долго – до 1904 года. «Хаджи-Мурат» не был окончательно обработан и появился в печати лишь после смерти автора в трехтомном посмертном собрании его сочинений.

Толстой был религиозным человеком, но он вел борьбу с официальной церковью за то, что она поддерживает самодержавное государство. Обличению церкви посвящены многие его статьи и трактаты: «Критика догматического богословия», «В чем моя вера?», «О жизни» и другие. В 1901 году решением Священного синода Толстой был отлучен от православной церкви. 

Перелом в мировоззрении Толстого вызвал серьезные перемены в его взаимоотношениях с семьей. В дневниках и письмах Толстого, начиная с 80-х годов, все чаще появляются признания о его разладе с женой и детьми и о том, что он не решается оставить семью. Толстой хотел передать землю крестьянам, хотел отказаться от права собственности на свои произведения. В 1883 году Толстой выдал жене доверенность на ведение всех его имущественных дел. А также он передал семье право на издание своих произведений, опубликованных до 1881 года. Единомышленники, ученики Толстого требовали от него полного разрыва с семьей и ухода из Ясной Поляны. Многие читатели обвиняли его в письмах в непоследовательности и даже в лицемерии.

В конце концов Толстой навсегда покидает свое гнездо: в ночь с 27 на 28 октября 1910 года он уходит из дому. Это решение созревало почти 30 лет. По-видимому, определенного плана побега у него не было. Согласно одной из версий, он мечтал поселиться в простой крестьянской избе и начать новую жизнь. Однако в пути он заболел воспалением легких. Пришлось остановиться в домике начальника станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Последняя запись в дневнике по-французски сделана за 4 дня до смерти: «Fais ce que doit, advienne que pourra» (делай, что должно, и пусть будет что будет). По воспоминаниям домашнего врача и друга Толстого, словака по национальности, Душана Петровича Маковицкого, Лев Николаевич перед смертью говорил: «Я вас прошу помнить, что, кроме Льва Толстого, есть еще много людей, а вы все смотрите на одного Льва». Сердце великого писателя навсегда остановилось в 6 часов 5 минут утра 7 (20) ноября 1910 года. Маковицкий закрыл глаза Льву Николаевичу. В соответствии с завещанием Толстого, его похоронили в яснополянском лесу, на краю большого оврага, где, как говорил его любимый брат Николенька, закопана «зеленая палочка».

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 93