Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

"Узник" (Пушкин): анализ стихотворения (1822 год)

  • Статья
  • Еще по теме

В анализируемом стихотворении «Узник» (Пушкин) лирический герой отождествляет мир с темницей, сравнивая свою жизнь с пребыванием птицы в клетке. Его двойником становится «орел молодой». Обладая качествами необыкновенной личности, он в то же время похож на реальную птицу: машет крылом, клюет «кровавую пищу», кричит, стремясь вырваться и улететь ввысь. Орел — аллегория свободолюбивой личности, он «грустный товарищ» узника, и его намерения понятны человеку, вглядывающемуся в мир за тюремным окном.

Параллель с птицей выдвигает на первый план в образе лирического героя сознание того, что исполнение его мечты об абсолютной, неограниченной свободе невозможно. Но неосуществимость идеала не заставляет отказаться от него. Несмотря на то что полет для пойманного орла немыслим, он грезит о нем, и если бы ему было дано «вымолвить» свое желание, то оно совпало бы с заветной думой лирического героя:

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Призыв улететь от мира темниц и грусти выражает одновременно бунтарство и безнадежность. В царство свободы уносит только воображение, одиночество непреодолимо: «грустный товарищ» «как будто» становится единомышленником, только «хочет» поддержать узника, называя обоих «вольными птицами». Важно не найти в действительности способ вырваться из мира-тюрьмы, а засвидетельствовать, что душа человека стремится к свободе, не может смириться с неволей. Романтическое преувеличение способствует выделению этого переживания в духовной жизни. Свобода воспринимается как центр внутреннего мира, благодаря чему в этом понятии просвечивают разные краски. В нем можно увидеть следы просветительских представлений о том, что воля — это «дар небес» (образ из оды А.Н. Радищева «Вольность»). Образ «темницы» имеет социально-политический смысл, понятный, если вспомнить протест против гнета тиранов, слышный в ранних стихотворениях Пушкина. У желания вырваться на волю — автобиографическая основа. Наконец, лирический герой стихотворения Пушкина «Узник», анализ которого нас интересует, стремится и к философскому осмыслению тяги к свободе как стремления, свойственного всему живому. Многозначность понятия свидетельствует о широте взгляда, что позволяет преодолеть романтическую одноплановость.

Пафос стихотворения о безысходном затворничестве оказывается оптимистическим, так как в романтическом конфликте внешнего и внутреннего побеждает духовная сила. Благодаря ей можно почувствовать свое единство со всем живым, услышать «зов» орла, а кроме того, сотворить новую реальность, создав образ прекрасного мира, где «белеет гора», синеет море, взгляд проникает за тучи, человек становится «вольной птицей», парящей над землей вместе с ветром. Края, куда стремится лирический герой, охарактеризованы как антитеза «темнице». Вырваться из нее в реальности невозможно, настоящее — это решетка, неволя, грусть, но в стихотворении совершается романтическая попытка реализации метафоры «улететь мечтой», и будущее, куда «пора» лететь, кажется близким и достижимым. На содержательном уровне преодолеть противоречие нельзя, для доказательства избраны интонационные и фонические художественные средства.

Стихотворение Пушкина «Узник» состоит из трех четверостиший четырехстопного амфибрахия с мужскими рифмами. Третья строфа резко отличается от предыдущих по тону и темпу речи. Высказывание начинается с последней строчки второго четверостишия, и в нем три восклицательных знака, передающих побудительную интонацию.

Повествовательность первых семи строчек сменяется зовом, криком («Зовет меня взглядом и криком своим...»). Анафора (повторение звуков или слов в начале стихотворных строк) привлекает внимание к указательному местоимению «туда». Три последние строки, подобно волнам (впечатление четырех ударов волн достигается благодаря четырехстопному трехсложному метру) выплескивают ключевое слово, открывающее тайну, куда надо стремиться. В показе трагического столкновения с внешним миром возвышается «я» — жаждущая абсолютной свободы личность:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..

В последней строфе слышны несвойственные началу стихотворения ассонансы. В рифмах первых шести строк (три параллельные рифмы) использован звук «о», напоминающий о смысле слова «решетка, неволя». Да и среди рифмующихся слов (сырой, молодой, крылом, окном, окно, одно) нет тех, которые указали бы на возможность выхода, даже крыло не знак полета, а деталь облика, бесполезная для узника. В последних четырех строчках в конце оказываются слова с гласным «а» (пора, гора, края, я). Между частями стихотворения две строчки с рифмой на «и» (своим, улетим), позволяющей акцентировать суть намерения лирического героя. Стать вольным он способен, только улетев от земли. Ассонанс на «и» подтверждает сходство личностных устремлений («я») с логикой устройства мира («гора», «края»). Проявив волю к освобождению, человек сольется со всей вселенной, сохранив неповторимую индивидуальность «я».

Насколько богаче станет его жизнь, передают цветовые характеристики. Темные, кровавые краски останутся в прошлом, на воле он почувствует, что мир многолик (в нем «белеет гора», «синеют морские края», над ними лежит тень тучи) и прекрасен. Доминанта в нем — это свет, озаряющий воображаемый пейзаж, который виден сквозь тучу, позволяющий распознать цвета и проявить личностный выбор. Настроение финала становится антитезой грусти и неподвижности: в мечтах люди летают, гуляют, восторженно кричат, видят мир с высоты птичьего полета. Ощущения вырвавшихся на волю передаются в стихотворении с той же долей конкретности, как в начале чувства заключенных, несмотря на то, что узником называет себя сам лирический герой («Сижу за решеткой в темнице...»), а картина освобождения появляется как его догадка (о нем «вымолвить хочет» орел). Художественные особенности стихотворения «Узник» (Пушкин), анализ которого мы провели, позволяют найти новые доказательства мысли о свободе как естественном праве человека. Лирическое излияние подтверждает ее не как иллюстрация, а подобно эмоционально убедительному примеру из жизни. Обращение лирического героя Пушкина к правоте бытия в поисках ответа на сложнейшие философские и моральные вопросы — отличительный признак его мироощущения. Приятие жизни во всех ее проявлениях, сопряженное с раздумьями о их смысле и причинах, обусловило неповторимое своеобразие центрального образа лирики поэта, которое можно распознать и в ранних произведениях, посвященных выражению вольнолюбия и бунтарства.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. - М.: Высш. шк., 2005

Понравился материал?
13
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 9955