Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Тема дружбы в лирике Пушкина: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Личность в лирике Пушкина и индивидуальна, неповторима, и несет в себе черты общенациональные, явственно тяготеет к общим, объединительным началам. Поэтому тема дружбы, столь традиционная для лирики в целом, в творчестве Пушкина приобретает свой, по-особому значимый смысл. Она появляется уже в лицейский период и вначале довольно тесно связана с темой творчества. «К другу-стихотворцу» — одно из первых стихотворений Пушкина. Дружество дарит и поддерживает чувство свободы, праздника жизни, поэтической лени, веселого единомыслия. Пушкин любит жанр дружеского послания, в котором жизнь берется на грани быта и поэзии. Он создает поэтические образы своих реальных друзей.

Его стихи позволяют видеть, что Пушкин улавливает в человеческом характере сокровенное, обычно незаметное для чужого взгляда, что он умеет ценить разнородные душевные миры, несходные друг с другом. В этом смысле показательно, что А. Дельвиг и П. Чаадаев занимают равное место в сознании поэта. Он пишет несколько посланий к Чаадаеву и в них создает, по существу, образ идеального друга. Пушкин стремится «в просвещении стать с веком наравне» и учится этому у Чаадаева. Чаадаев же писал Пушкину: «Мое пламеннейшее желание, мой друг, видеть вас посвященным в тайну времени». Но и Александр Сергеевич понял философа тоньше, мудрее, чем другие его современники, угадав не только силу ума, но и поэтическую природу его философской мысли:

...Увижу кабинет,

Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель...

Одновременно Пушкину необходим был Дельвиг — их соединяло ощущение поэтического дара, неразрывно связанного со свободой. Лицейский товарищ поддерживает, культивирует в Дельвиге состояние творческой незаданности:

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

«Никто на свете не был мне дороже Дельвига»,— скажет Александр Сергеевич после его смерти. Пушкинский дар вмещал в себя мудрость Чаадаева и «беспечность» Дельвига; стихотворения, в которых звучат их имена, незримо связаны друг с другом, и в результате оказывается, что дружба привносит в мир то доброе чувство единения, которое может противостоять раздробленности и разобщенности, неизбежно порождаемым цивилизацией. Вероятно, потому столь значима для поэта и тема лицейского братства.

Стихотворения, посвященные лицейским годовщинам, были созданы в разные годы, существенно отличаются друг от друга и вместе с тем друг другу не противоречат. В стихотворении 1825 года («19 октября») память и воображение поэта воссоздают образы лицейских друзей. Пушкин — вне лицейского круга, в изгнании, но именно чувство дружбы, которым поэт одарен, дает ему возможность не только вспомнить каждого из друзей, но и сказать о нем лучшее. Автор оказывается чуть выше реальности, которая может разочаровать; поэтическим словом он преображает реальную встречу с Горчаковым, предоставляя тому возможность в дальнейшем подтвердить свою духовную принадлежность к лицейскому братству. В поэтический текст он не позволяет проникнуть даже легкой иронии, когда упоминает Вильгельма Кюхельбекера, несмотря на то что постоянные подшучивания над тем были приняты в лицейском кругу. Протекшие годы и перенесенные испытания подтвердили, что Кюхельбекер — «брат родной по музе, по судьбам». Поэзия способна преображать жизнь, не идеализируя ее, но высвечивая в земном бытии лучшие его начала.

Мотив осени, звучащий в начале стихотворения, задает тему осмысления опыта, приобретенного по завершении определенного этапа жизненного пути. Осени сопутствует мотив одиночества («Печален я: со мною друга нет...»), и как неизбежный итог печальных размышлений — воспоминание о тех, «кого меж нами нет». Но поэтическое слово воскрешает «кудрявого певца» «с огнем в очах», закрепляет летучие, мгновенные чувства, придавая им устойчивость, спасительное постоянство. Пушкин не только прославляет, но и творит лицейский «союз», который «неколебим, свободен и беспечен» уже в новую, послелицейскую эпоху именно благодаря пушкинскому слову. В каждом из своих друзей поэт словно соединяет прошлое и настоящее — лицейскую беспечность и стойкость в нынешних испытаниях, он закрепляет словом лучшие их черты, не позволяя «фортуне», «гневу судьбины» затмить чистоту юной души. Слова: «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво» — становятся поэтической самохарактеристикой. Способность поэта приподняться над невзгодами и холодом жизни открывает ему духовную свободу и великодушие.

Уже в этом стихотворении Пушкин запечатлевает неостановимое движение времени, и сквозь чувство радости и благословения бытия просвечивает понимание подлинной его печали. В заключительной строфе мысль поэта устремляется к последнему лицеисту, которому когда-то, «под старость вдень лицея Торжествовать придется одному».

Тема утрат продолжена в стихотворениях 1831 и 1836 годов («Чем чаще празднует лицей...» и «Была пора: наш праздник молодой...»). Но в последнем неслучайно своеобразным рефреном через весь поэтический текст проходит восклицание: «Припомните, о други...», «Вы помните...», «Вы помните...». Здесь Пушкин не обращается к конкретным судьбам своих друзей. Еще в стихотворении 1831 года было замечено: «Шесть мест упраздненных стоят, Шести друзей не узрим боле...».

В 1836 году вновь создается лицейское единство как своеобразный аналог единства национального, заявляющего себя во всех сферах жизни — в просвещении, искусстве, воинской славе. Многоточие в конце стихотворения «Была пора...», незавершенность фразы означают открытость текста. Стихотворение подводит итоги не только лицейской жизни, но целой эпохи; поэтический текст оказывается в преддверии нового времени, когда национальное единство, братское общение становятся уже проблематичными. Но тем более важен этот рефрен — «Вы помните». Он позволяет думать, что и в новую эпоху сохраняются начала братства и единения, какие бы изменения они ни претерпевали, ибо: «Недаром — нет! — промчалась четверть века!»

Источник: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. - СПб.:"Паритет", 2001

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2480