Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

"Моцарт и Сальери": анализ произведения Пушкина А.С.

  • Статья
  • Еще по теме

Пьеса «Моцарт и Сальери» относится к циклу «Маленьких трагедий» Пушкина, созданных поэтом в 1830 году в Болдине. В этот цикл входят «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Каждая из пьес, по замыслу Пушкина, имеет в основе одну из главных человеческих страстей, которые полностью поглощают и подчиняют себе человека: неутолимая жадность, неистощимая зависть, необузданная одержимость, ненасыщаемое поглощение. «Маленькие трагедии» являются развитием пушкинской фразы в поэме «Цыганы»: «И всюду страсти роковые».

Обращение Пушкина к истории Моцарта и Сальери было вызвано фактом, который в конце 1820-х годов привлекал широкое внимание во всём мире: после смерти Сальери в 1825 году распространились слухи о том, что в предсмертной исповеди он якобы признался в том, что в 1791 году отравил своего современника, великого композитора Моцарта. Легенда, возникшая в результате слухов, касалась самых глубоких и тайных струн человеческой души. Она повлияла на воображение многих людей искусства и вызвала появление замечательных произведений литературы, театра, а много позже и кинематографа. Более того, само это убийство из зависти к чужому таланту (вымышленное или реальное) приобрело нарицательное значение.

Если внимательно проанализировать содержание трагедии, становится понятно, что Пушкина факт убийства и его достоверность интересуют не в первую очередь. Сюжет трагедии «Моцарт и Сальери» разворачивается в двух сценах: первая посвящена монологу Сальери, в котором он открывает свою зависть к Моцарту и обвиняет Небо в несправедливости, из-за которой «бессмертный гений» не был послан ему в награду за любовь к музыке и самоотверженный труд, а «озарил голову безумца, гуляки праздного». Кроме того, в первой сцене к Сальери приходит Моцарт, который считает его своим самым искренним другом. Во второй сцене Моцарт и Сальери вместе обедают, и Сальери, горя невыносимой завистью, подсыпает яд в стакан с вином Моцарта.

Казалось бы, Пушкин полностью поддерживает слухи о преступлении Сальери и подробно показывает, как это происходило. Однако смысл трагедии намного превосходит этот очевидный факт, и для того, чтобы понять его смысл, начнём рассуждение с заключительных слов Сальери:

Ты заснешь

Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы — и не был

Убийцею создатель Ватикана.

Сальери смущён словами Моцарта «гений и злодейство две вещи несовместные», понимая слово Моцарта «злодейство» как банальное убийство. Поэтому для него бесспорная гениальность Микеланджело Буонарроти несовместима с легендой о том, что, работая над сценой Страшного суда в Сикстинской капелле, великий художник повелел убить натурщика, чтобы реалистично изобразить его страдания. Следовательно, Пушкин вкладывал другой смысл во фразу о несовместимости гения и злодейства.

Моцарт произносит свои слова, не подозревая при этом о чудовищном замысле Сальери. Он искренне верит в гениальность Сальери, говоря о нём, драматурге Бомарше и о себе: «Он же гений, как ты да я». В своём высказывании Моцарт вовсе не оценивает «степень» гениальности, для него гениальность — это служение искусству и исполнение своего призвания. Отступничество от призвания, предательство своего дара — это в его глазах злодейство. В чём же отступничество Сальери?

В начале трагедии Сальери рассказывает о своей всепоглощающей любви к музыке, неимоверном труде, благодаря которому он добился мастерства, и о жестокой зависти, которая поразила его, когда появился Моцарт. Величайший дар Сальери был в его чувстве музыки, понимании её, ведь Сальери — единственный, кто мог так глубоко проникнуть в совершенство музыки Моцарта.

Страстное желание самому стать творцом музыки привело Сальери к первому отступлению от своего призвания быть её непревзойдённым ценителем:

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию...

Сальери многого добился и был спокоен, пока не явился настоящий творец музыки. Вот как он восхищается новым произведением Моцарта, едва лишь услышав его:

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я.

Пушкин показывает, что Сальери завидует не человеку Моцарту, а его таланту. Однако талант Моцарта — создавать музыку, которая составляет смысл жизни Сальери. Поэтому, убивая Моцарта, Сальери уничтожает музыку, иначе говоря — самого себя. В этом и есть злодейство Сальери: он совершил преступление, отравив человека, и злодейство, отступив от своего призвания.

Написав осенью 1830 года трагедию «Моцарт и Сальери», Пушкин определил свою позицию художника и человека, осознавшего необходимость быть верным своему призванию, писать только правду и не поддаваться слабости и ложным благам.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8492