Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Анализ стихотворения "Поэт и толпа" Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин выбирает условную форму представления поэтической идеи, предлагая ситуацию беседы некоего абстрактного поэта и собирательного образа — толпы. Эту беседу правильнее назвать спором, отражающим диаметрально противоположные взгляды на назначение поэзии. В продолжение разговора Поэт остаётся непреклонным в своем мнении, оно лишь укрепляется, толпа же уклончива и лукава, её доводы меняются, потому что для неё важна не истина, а достижение своей цели — заставить поэта служить себе, своим интересам.

Позиция автора чётко очерчена, он следует за Поэтом, сначала сочувственно описывает его как бы со стороны, а в конце голос Поэта и взгляды автора соединяются в общем выводе:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Толпу же автор называет по-разному, но во всех случаях наделяет её уничижительными прозваниями: «чернь», «чернь тупая», «бессмысленный народ». Дело в том, что слово «толпа», обозначающее массу людей, лишённых индивидуальности, какого-либо глубокого чувства или разума, было далеко не в чести у литераторов. Пушкин уточняет это определение, чтобы за толпу не принимали простых людей, народ в широком смысле этого слова, поэтому предваряет стихотворение эпиграфом, взятым из поэмы древнеримского поэта Вергилия: «Procul este, profani». Под непосвящёнными Пушкин понимает не простых, необразованных людей; непосвящённые — это те, кто не способен понять, что, помимо их мелких материальных нужд, существуют понятия высокие, явления возвышенные. Поэтому Пушкин всячески проясняет это, называя чернь словами «чернь тупая» и «бессмысленный народ». Важно осознать, что чернью может быть, как показывает Пушкин, и человек из социальных низов, и знатный, даже внешне образованный человек, если не видит божественного отблеска в окружающем мире, или, пользуясь словами Жуковского, «присутствия Создателя в созданье».

Слова Поэта в стихотворении «Поэт и толпа» могут показаться излишне резкими, даже несправедливыми, но это не так — следует внимательно присмотреться и подумать, чем вызвана такая эмоциональная отповедь толпе. Например, Поэт с гневом говорит: Поденщик, раб нужды, забот!

Так что же, человек виноват в том, что он нуждается, должен каждый день добывать себе хлеб и жить в заботах? Нет, конечно, беда человека — не его вина, а ежедневный труд его обязанность и урок. Пушкин словами Поэта порицает духовную бедность и ничтожество человека, живущего только ради практической пользы. Именно с этой позиции следует читать стихотворение «Поэт и толпа», чтобы понять пафос и правоту Пушкина, утверждающего, что мы точно рождены

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв, —

то есть не для пустой и мелкой суеты, не для подчинения своей жизни накоплению денег и уж верно не для войны.

Стихотворение Пушкина «Поэт и толпа», безусловно, возникло под влиянием жизненных обстоятельств, в ответ на требования некоторых критиков и издателей сделать свою поэзию сугубо моралистической, служащей практическим целям. Пушкин же вовсе не отрицал огромную воспитательную силу поэзии, но был твёрд в главном для себя — поэзия не служанка, а мировая сущность, что уже выразил в «Пророке». Поэтому мнение, распространённое раньше и возникающее иногда в наши дни, что Пушкин утверждал принцип «искусства для искусства», неверно.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5047