Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

"Бесприданница": анализ пьесы Островского

  • Статья
  • Еще по теме

Драма «Бесприданница» создавалась Островским в 1870-е годы (1874 – 1878). Пьеса при жизни драматурга не была оценена по достоинству. На сцене ей долгое время не везло. Положение изменилось на рубеже ХIХ – ХХ веков, когда роль Ларисы сыграла замечательная русская актриса В.Ф. Комиссаржевская.

В пьесах Островского происходят очень важные события в жизни героев. Мы знакомимся с домом Кабановых, когда он представляется таким прочным, незыблемым, молодой Катерине хочется летать, хочется иметь детей, но пройдет около двух недель, и этот дом разрушится на наших глазах, погибнет Катерина. Мы знакомимся с героиней «Бесприданницы» Ларисой Огудаловой, когда она собирается замуж, а, оказывается, ей остается жить менее суток, жених застрелит свою невесту, и она воспримет это как «благодеяние».

Действие «Бесприданницы» происходит в большом городе Бряхимове на Волге. Обыватели здесь живут по старине. Исправно посещают церковные службы. Днем после пирогов да щей по нескольку часов спят. По вечерам подолгу сидят за самоваром. Обыватели в Бряхимове, конечно не верят, что в других странах «все люди с песьими головами», как верили калиновцы, но иностранцев они тоже не жалуют. Если в «Грозе» Феклуша пугает калиновцев паровозом – «огненным змием», а Кабанова говорит: «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду», то купцы в Бряхимове охотно ездят на всемирную выставку в Париж. Но мир в «Бесприданнице» более жестокий, чем в «Грозе». Это мир дельцов, которые не сомневаются в том, что все можно продать и купить.

В «Бесприданнице» основной концепт – деньги. Богатый купец Кнуров говорит еще молодому купцу Вожеватову: «Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много». Основная антитеза в этой пьесе: любовь – деньги. Понятно, что в холодном мире расчетливых дельцов любовь, воспринимаемая как безрассудство, по крайней мере, неуместна. 

Лариса умеет любить, поэтому она обречена в мире, где деньги – все. Эту ее черту отмечает Вожеватов: «…а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

Лариса очень одинока. У нее нет близких людей. Мать с ее расчетливостью чужда ей. Карандышев не понимает ее. Паратов подло обманывает. Вожеватов с Кнуровым разыгрывают ее в орлянку.

Красивая бесприданница – это выгодный товар, который хотят приобрести Кнуров и Вожеватов. У пожилого Кнурова серьезный противник только один – молодой Вожеватов, к тому же знающий Ларису с детства. Поэтому именно с ним Кнуров заговаривает о Ларисе, узнает подробности о ее жизни. Он не прямо, а иносказательно говорит о своем намерении, но собеседник понимает его с полуслова: «Кнуров. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. Вожеватов. И хорошего ювелира».

Паратов, которого полюбила Лариса, – широкая русская натура, дерзкий, смелый, любитель быстрой езды.Паратов любит хорошо пожить, «с шиком». Паратов, в отличие от Вожеватова и Кнурова, еще способен на любовь. Ему нравилась Лариса, он даже хотел жениться на ней, но вовремя одумался: «Ведь я было чуть не женился на Ларисе, – вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака».

Брошенная Паратовым Лариса согласилась на брак с Карандышевым, потому что думала, что человек, который действительно любит ее, поможет ей выжить. Карандышев не бессердечный человек, но он ее не стоит: самолюбивый, не уверенный в себе, он сам себя называет «смешным человеком». Умный Кнуров сразу определяет ситуацию: «Бедная девушка! как она страдает, на него глядя, я думаю». Карандышев завидует сильным мира сего и старается не отстать от них. Он стремится к власти над Ларисой. Эту власть он демонстрирует перед гостями, собравшимися в его доме. Все ее уговаривают спеть, а он запрещает. Карандышев похож на подпольного человека Достоевского при одном существенном отличии между ними: герой Достоевского не выстрелил бы в Ларису.

Обрученный с богатой невестой, Паратов подло обманывает Ларису. Она хочет покончить с собой, но у нее недостает мужества это сделать. Сломленная, опозоренная, она чувствует себя вещью. Когда любовь убита, можно стать содержанкой Кнурова, перед ее глазами заблистало золото. Карандышев не нужен: он слишком мелок и беден.

Но в финале пьесы, после выстрела Карандышева, все же торжествует любовь. Лариса умирает, прощая и любя всех, примиренная с жизнью и судьбой. Перед лицом смерти золото превращается в тлен и торжествует любовь как высшая ценность жизни.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1192