Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Общие статьи

Русский роман и повесть 19 века: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

В XIX в. были созданы произведения, принесшие русской литературе всемирное признание. Это прежде всего роман и повесть — наиболее емкие формы эстетического освоения действительности, широко отражающие реальные общественные процессы и идейно-психологические устремления личности.

Литературное развитие в XIX в. было неразрывно связано с освободительным движением в стране, начавшимся с декабристов и порождавшим революционные ситуации. Ситуации эти способствовали отмене крепостничества и поставили под сомнение незыблемость и престиж самодержавия в России. Политическая реакция, сменившая атмосферу революционного накала, не могла сдержать поступательного развития литературы. Роман прежде всего принял на себя миссию и художественного раскрытия противоречий русской жизни, и поиска ее нравственно-социальных идеалов. На протяжении трех этапов освободительного движения менялись его движущие силы (дворяне, разночинцы, рабочий класс). Но литература неизменно выражала демократические требования, выдвигая писателей различной творческой индивидуальности, идейных убеждений, эстетических вкусов. Большинство из них предпочло всем повествовательным формам роман как эпос нового времени, способный охватить все сложные взаимосвязи личности и общества, выразить типическое, показать переплетение человеческих и народных судеб.

В истории русского романа и повести XIX в. существовало несколько этапов их формирования и развития. Главным достижением литературы этого периода было создание реалистического романа, появление которого связано с именем А. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был первым произведением, где частные судьбы людей оказались тесно связанными с важнейшими проблемами исторического развития, где жизнь представала в единстве общественных, политических, личных отношений. Величайший художник-новатор, Пушкин впервые воссоздал здесь образы героев с их семейной и общественной родословной, в сложных связях с действительностью, с проекцией на широкий фон русской (Карамзин, Жуковский) и европейской (Ричардсон, Руссо, мадам де Сталь, Байрон и др.) литературы. Многие коллизии, жизненные ситуации были настолько верно схвачены, так глубоко поняты, что затем варьировались в последующих романах и повестях. Так, в «Герое нашего времени» М. Лермонтова, «Кто виноват?» А. Герцена, «Обломове» и «Обрыве» И. Гончарова, «Рудине» И. Тургенева угадывалась тема «лишнего человека», начатая «Евгением Онегиным», ощущалась связь женских образов с пушкинской Татьяной.

Русский роман плодотворно развивал пушкинские традиции, и ему, как и самому создателю «Евгения Онегина», чужда нормативность. Каждый большой писатель был по-настоящему оригинален как в смелости художественной мысли, так и в остроте поставленных социальных вопросов. Идейно-тематическое богатство русского романа настолько велико, что он с трудом поддается жесткой классификации. Так, исследователи видят в романе Н. Чернышевского «Что делать?» социально-публицистическую основу, считают его романом-утопией, романом-предвидением, а в романах Ф. Достоевского выделяют философскую направленность, расценивают их как произведения, построенные по принципу полифонизма, находят в них элементы психологического детектива. Сюжетная основа «Мертвых душ» Н. Гоголя — похождения Чичикова, что формально дает возможность отнести это произведение к авантюрному роману. Но в то же время перед нами и сатирический гротеск, и нравоописание. Сам же Гоголь называл «Мертвые души» и поэмой, и «малой эпопеей», определяя ее как «верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого... времени». Действие романа Достоевского «Преступление и наказание» развивается по законам детективного жанра. Но в то же время это произведение является социально-философским романом. «Былое и думы» Герцена в основе своей произведение биографическое. Но глубина раскрытия связей личности и истории, идей и событий позволяет отнести эту книгу к подлинному эпосу. Синтезом всех форм и направлений явились романы Л. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», ставшие подлинным «зеркалом» сложных процессов исторического развития России.

Одним из значительных явлений в истории русской прозы XIX в. было возникновение и развитие исторического романа (произведения М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина, А. К. Толстого, Л. Толстого, Г. Данилевского и др.).

Существовали в этот период и нравоописательные произведения (В. Нарежный, И. Панаев, В. Соллогуб), и яркие образцы фантастических романов и повестей (А. Погорельский, А. Бестужев-Марлинский, В. Одоевский, Н. Гоголь, А. К. Толстой), причем иногда фантастика носила гротескно-сатирический характер («История одного города» М. Салтыкова-Щедрина).

Русский классический роман XIX в. интересен и с точки зрения многообразия его внутренних структур, сюжетосложения. Разнообразны типы повествования: писатели используют форму переписки героев («Бедные люди» Достоевского); их исповедь («Подросток» Достоевского, «Скучная история» Чехова); форму дневника («Герой нашего времени» Лермонтова) и т. д.

Чрезвычайно богаты роман и повесть XIX в. тематически. В них охвачен широкий круг вопросов, жизнь России предстает на протяжении многих десятилетий. Знакомясь с этой движущейся, живой панорамой, мы видим страшные картины помещичьего произвола и тяжелое положение народа. Перед нами воскресают различные этапы освободительной борьбы и участие в ней лучших людей России. Произведения искусства волнуют и потрясают душу, наполняя ее страстной ненавистью к насилию в любых проявлениях, вызывая чувство активного отношения к жизни, воспитывая высокий нравственный идеал. Подлинное эстетическое наслаждение доставляют язык романов и повестей наших классиков, богатство и многообразие стилей русской прозы.

Можно с уверенностью сказать, что каждый читатель найдет в этом богатейшем наследии интересную для себя книгу. Например, целую программу чтения могут составить любители исторического романа. Причем они смогут сопоставить произведения, отражающие одно и то же событие, что дает возможность почувствовать индивидуальность каждого писателя, его идейную позицию. Так, например, о крестьянском восстании под руководством Пугачева писали А. Пушкин («Капитанская дочка») и Д. Мамин-Сибиряк («Охонины брови»), об Отечественной войне 1812 г. — М. Загоскин («Рославлев, или Русские в 1812 году»), Л. Толстой («Война и мир»), Г. Данилевский («Сожженная Москва»).

Любители остросюжетных произведений с удовольствием прочтут повести А. Бестужева-Марлинского и С. Степняка-Кравчинского. Читатели, увлекающиеся фантастикой, могут обратиться к произведениям А. Погорельского, В. Одоевского, А. К. Толстого и, конечно, Н. Гоголя.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2143