Литературные направления первой половины 19 века (конспект лекции)
1. Угасание сентиментализма 1. Угасание сентиментализмаВозникновение сентиментализма относится к середине XVIII в., и к началу XIX в. он переживает свой расцвет, а затем и угасание, оказав при этом существенное влияние на развитие русской литературы в XIX в. Можно выделить следующие особенности развития сентиментализма в русской литературе в первые десятилетия XIX в.: ✓ раскрытие особенностей личной интимной жизни человека; ✓ культ чувств, сердечности и трогательной чувствительности; ✓ противопоставление природы и ее чистоты порокам общества; ✓ ориентация на изображение "обычной" средней личности, имеющей свое достоинство и стремление к ее раскрепощению; ✓ демократизация прозы; ✓ приобретение сюжетами мелодраматического характера, вытеснение социальной мотивации судьбы героя; ✓ снижение общественного пафоса произведений; ✓ переживание кризиса такими жанрами, как сентиментальная повесть, жанр путешествий, сентиментальная драматургия, лирика; ✓ развитие жанра эпитафии, наиболее часто предстающего в форме "стихотворного надгробия", и в этом жанре нашли отражение такие черты сентиментализма, как сентиментальные настроения и чувственная грусть; ✓ разрушение устоев и основ сентиментализма в творчестве Карамзина, который в конце XVIII в. способствовал развитию этого жанра в русской литературе, и это разрушение выразилось следующим образом: • использование идеи классицизма в поздней исторической повести "Марфа-Посадница" (1803); • усиление историзма изображения в данной повести; • рассмотрение в повести "Рыцарь нашего времени" психологии ребенка и связь ее развития с влиянием общества, что предвещало психологическую прозу Толстого и Достоевского. 2. Развитие неоклассицизмаНеоклассицизм возник в русской литературе из недр классицизма, который в начале XIX в. также претерпевает изменения. Развитие неоклассицизма в указанный период имело следующие особенности: ✓ утрата своих прежних прогрессивных черт, среди которых можно выделить следующие: • культ человеческого разума; • просветительский пафос; • высокая гражданственность; ✓ подражание старым образцам классицизма; ✓ испытывание влияния сентиментализма. Наиболее видными представителями неоклассииизма можно назвать следующих авторов: ✓ трагик В.А. Озеров, творчество которого явило собой целую эпоху в русской литературе, и его трагедии имели следующие особенности: • злободневное общественное содержание; • отклики на современную действительность; • яркое патриотическое звучание; • изящество формы и выразительность речевых характеристик; • жизненность характеров; • родственность стихотворных монологов героев элегиям; • связь мотивов, тем и образов с сентиментализмом; ✓ Н.И. Гнедич, поэтическое творчество которого имело следующие особенности: • протест против рабства и различных форм угнетения; • развитие темы высокого назначения человека, связанного с жизнью общества; • обращение в переводах к античным авторам и усиление гуманистического начала и гражданственности в их произведениях; • романтизация классицизма через придание ему новизны и сближение с прогрессивными литературными направлениями романтизма и реализма; ✓ К. Батюшков, поэтическое творчество которого имело следующие особенности: • увлечение античной литературой; • связь классицизма поэзии Батюшкова с неоклассицизмом трагедий Озерова и поэзии Гнедича; • воспевание пиров, молодости, земных радостей и удовольствий; • отход в мир возвышенной мечты с целью отстранения от реальности и ее пугающих явлений; • прославление в некоторых стихах, написанных по подобию античных, языческой красоты; • создание малых лирических форм; • запечатление привлекательных, приятных сторон будничной действительности; • возникновение патриотических мотивов и передача гражданских чувств в лирике в годы Отечественной войны 1812 г.; • влияние на поэзию Пушкина, в которой отразился жизнерадостный и светлый тон произведений Батюшкова. 3. Романтизм в русской литературеРомантизм как литературное направление получил свое развитие в начале XIX в. Можно выделить следующие предпосылки его развития: ✓ общественный подъем в России в начале 20-х гг. и движение декабристов; ✓ формирование новых общественных и этических представлений; ✓ кризис принципов классицизма; ✓ постепенная утрата людьми исторического оптимизма и осознание яркого и глубокого противоречия между мечтой и действительностью; ✓ протест против привычных форм и ритмов существования; ✓ повышенный интерес к другой жизни, другим мирам, к отечественной истории и фольклору. Характерные черты романтизма: ✓ действие, соединенное с "витийством" и "разговорчивостью"; ✓ резкость, прямота и безаппеляционность суждений; ✓ слияние "игривого" и "серьезного" отношения к жизни; ✓ независимость поступков от обстоятельств; ✓ "литературность и "театральность" общения героев. Представителями романтизма в русской литературе являются: ✓ В.А. Жуковский; ✓ А.С. Пушкин (в "южный" период его творчества); ✓ М.Ю. Лермонтов; ✓ К. Рылеев, создававший яркую сатиру ("К временщику"), свободолюбивые стихотворения ("Гражданин", "На смерть Байрона") и поэмы (" Войнаровский", "Наливайко"); ✓ А. А. Бестужев - Марлинский, творчество которого имело следующие особенности: • преобладание жанра путешествия, эпистолярного жанра, светских повестей ("Ночь на корабле"), рыцарских повестей ("Замок Вейден"), этнографического очерка, повестей кавказской тематики ("Красное покрываю", "Мулла-Нур"), автобиографической прозы; • выдвижение на первый план сильной благородной личности; • резкое деление всех персонажей на положительных и отрицательных; • психологичность и художественная экспрессия; ✓ В.Ф. Одоевский, своеобразие творчества которого заключается в следующем: • философская углубленность и интеллектуальная содержательность произведений; • влияние реализма; • частое использование приемов условности и фантастических элементов — фантастической аллегории и гротеска; • философские рассуждения о смысле человеческого бытия, добре и зле, жизни и смерти, земле и космосе, мечте и реальности; • романтическая мечта о преображении печальной действительности; • соединение романтического взгляда на жизнь с реалистической тенденцией отображения действительности. 4. Реализм в русской литературеПараллельно с развитием в русской литературе начала XIX в. течения романтизма происходит активное развитие другого литературного направления - реализма, который в течение всего XIX в. оказывал серьезное влияние на русских писателей и поэтов. Под реализмом понимается "художественный метод и направление искусства, ориентирующееся на правдивое и всестороннее изображение действительности, аналитическое осмысление и воссоздание ее в формах, адекватных самой реальности". Новое литературное направление реализма активно поддерживалось и развивалось на страницах многих русских журналов, в которых печатались произведения авторов этого направления, давались критические статьи, велась полемика с представителями других литературных направлений. Среди журналов, поддерживающих реализм, можно назвать следующие: ✓ "Телескоп", отстаивавший народность искусства; ✓ "Московский телеграф'', резко выступавший против классицизма и сентиментализма; ✓ "Отечественные записки", выражавший передовые общественные мнения и литературные течения; ✓ "Современник", печатавший произведения таких писателей-реалистов, как Вяземский, Жуковский, Гоголь, Пушкин. К авторам русской литературы первой половины XIX в., развивающим в своем творчестве направление реализма, можно отнести следующих поэтов и прозаиков: ✓ И.А. Крылов, создававший в реалистических традициях свои басни, являвшие собой первые шаги реализма в русской литературе и имевшие следующие черты этого направления: • реальность, живость и типизированность характеров персонажей; • правдивое воспроизведение реальности в сюжетах и сценках; • использование реального народного языка; • отражение людских пороков через точность описания повадок героев-животных; • отражение типичного, общечеловеческого и часто встречающегося в жизни; ✓ А. В. Кольцов, поэтическое творчество которого имеет следующие черты реализма: • народность песен - жанра, в котором написано множество его стихотворений; • реалистическая передача быта и характеров простых людей; ✓ Ф.И. Тютчев, А. А. Фет, А.Н. Майков, Л. А. Мей, А.Н. Плещеев, А. А. Григорьев, Н.П. Огарев, Я. П. Полонский. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6933
| |