Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

"Вчерашний день..." (Некрасов): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

Стихотворение «Вчерашний день...», судя по его краткости и эмоциональному накалу, родилось внезапно, будто творческое воображение Некрасова было поражено какой-то сильной ассоциацией. Возможно, эта ассоциация возникла на основе зрительного сходства: перечёркнутый цензором крест-накрест красными чернилами лист рукописи и иссечённая в кровь кнутом спина жертвы. Стихотворение не было результатом впечатления от реального случая, но стало своего рода обобщением, символом истязания, которому подвергается живая мысль и страдающий от побоев и притеснений народ. Поэтому поэтическую ткань стихотворения организуют два образа: один зримый, реальный, близкий ранимой душе поэта — образ молодой крестьянки, воплощение народной души; и высокий, абстрактный — образ Музы.

Стихотворение «Вчерашний день...» Некрасова состоит из двух строф: в первой рассказано о наказании крестьянки, во второй поэт обращается к Музе. Может показаться, что это обращение вызвано фактом жестокого истязания женщины-крестьянки и Некрасов этим намекает на основную тему своей поэзии — изображение страданий народа. Однако мысль поэта и тоньше, и глубже. Две строки, описывающие несчастную жертву, объединяют образы крестьянки и Музы:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

Отметим, что кнут во второй строфе назван бичом. Это более высокое слово превращает неприглядное физическое наказание в высокое страдание. Очень важно правильно понять выражение «ни звука из её груди» — оно обычно объясняется стойкостью, гордостью молодой женщины. Это, конечно, так, но есть ещё одно соображение: Некрасов, безусловно, знал, что после нескольких ударов кнутом у людей пропадает голос. Тогда молчание крестьянки и молчание Музы совпадают в своём значении: такова участь народа и поэзии в России. И когда поэт называет молодую крестьянку «родной сестрой» Музы, он не снисходит к ней, а говорит о их единокровном родстве.

Некрасов выбрал местом поэтического события Сенную площадь — людную торговую площадь в Петербурге, на которой в том числе проводили и телесные наказания. Это было место, известное грубостью нравов, злачными заведениями, где совершались преступления, — иначе говоря, Сенная площадь была центром морального нездоровья города и общества. Площадь «привлекала» многих писателей, например события романа Достоевского «Преступление и наказание» происходят рядом с ней, эти места описывали Гоголь и Лермонтов. И поэтому Некрасов упоминает Сенную площадь как лобное место, на котором совершается бичевание русского человека.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1537