Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

"В дороге" (Некрасов): анализ стихотворения (2 вариант)

  • Статья
  • Еще по теме

Прославленным творческим дебютом поэта и одним из самых ранних обращений к крестьянской теме стало стихотворение 1845 года «В дороге» (Некрасов), анализ которого мы проведем.

Необычна его композиция. Начатое просьбой барина, обращенной к ямщику — разогнать чем-нибудь его скуку (дважды повторенное слово «скучно» определяет тональность всего произведения), — и завершенное «удовлетворенной» репликой того же ездока, стихотворение включает в себя поразительное по содержанию слово ямщика. Но это отнюдь не традиционное унылое исполнение ямщицкой песни о дорожном происшествии, о разлуке и о «тройке почтовой», тем более это не смешная история про «небылицу», а напряженное по своему драматизму повествование о мужицкой жизни. Ямщик, изображенный в произведении, рассказывает о своей печальной судьбе, об истории крепостной Груши, которая выросла в барском доме, после чего насильственно, не по любви была выдана замуж и стала — по несчастью — его женой. Своим воспитанием, обучением сына и неспособностью к физической деревенской работе она вконец «сокрушила» его, ездока-рассказчика.

Кто виноват в случившейся драме? Может поначалу показаться, что виновницей является «злодейка жена». Упрёк в её адрес произнесён с особым восклицанием и затем поддержан повествованием о том, сколько ямщик от неё «нажил хлопот». Потом читателю становится ясным, что в большей мере виновен в драме сам рассказчик, который не может понять трагедии крепостной интеллигентки, темный и невежественный противник грамоты и просвещения. Он унижает достоинство женщины, бьет её «под пьяную руку». В итоге своего рассказа сам ямщик приходит к заключению, что «погубили её господа», воспитавшие Грушу в барских понятиях и привычках, а потом указавшие мужичке её истинное место. «Барин», чей уровень развитого сознания сталкивается с мироощущением ездока, готов согласиться с этим заключением ямщика. Но авторский взгляд на вещи несоизмеримо шире. Для него очевидно, что виновником воспроизведенной драмы является антинародный крепостнический уклад в целом, с его невыносимым деспотическим произволом, с его нравами и прихотями, так ярко по воле автора переданными рассказчиком, с его жестоким миром, где «не нужна-ста в дворянстве холопка», а в крестьянстве — белоручка. Становится понятным, что заключительная реплика «барина» исполнена не удовлетворения, а потрясения. «Скука», господствующая в настроении диалога, оказалась в финале его отнюдь не разогнанной, а бесконечно усиленной. Композиционная структура стихотворения «В дороге» (Некрасов), сказовая форма повествования ямщика, украшенного крестьянским просторечием, народными оборотами, диалектизмами («баит», «слышь», «патрет», «то-ись») — всё это мастерски подчинено осуществлению авторской идейно-художественной задачи. Становится понятным, почему так восторженно встретили это раннее стихотворение Н. А. Некрасова В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, А. А. Григорьев.

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2545