Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

"Тройка" (Некрасов): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

Стихотворение «Тройка» Некрасов написал в середине 1840-х годов, будучи уже известным журналистом, однако в поэзии он только начинал обретать свою самобытную поэтическую манеру. В эти годы ясно определились две характерные черты его поэзии: гражданская лирика, тяготеющая к простым стихотворным формам, разговорной речи, ориентированная на содержание, рассказ, сатиру, полемику; и поэзия о судьбе человека, в которой поэт с большой тревогой и сочувствием пишет о женской доле, о детях. В последнем случае Некрасов нередко выступает как поэт-песенник. Так, и стихотворение «Тройка» было написано словно готовый городской романс, его песенная основа подчёркивается стихотворным размером.

«Тройка» представляет собой грустный лирический монолог, в котором рассказывается о судьбе бедной девушки, заглядевшейся на чужую «соблазнительную» жизнь. Каждый катрен (четверостишие) стихотворения звучит как куплет протяжной песни, переливающейся в следующий. Интересна музыкальная история стихотворения. «Тройка» давно стала народной песней, то есть музыка написана неизвестным автором. К этому стихотворению чаще других обращались композиторы (двенадцать раз), среди которых М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, С.В. Рахманинов, Д.Д. Шостакович.

Важно понимать, что сами по себе ритм и стихотворные размеры не обеспечивают мелодическую и поэтическую выразительность стихотворения. Большую роль играет его словесно-образная структура. Например, в этом стихотворении образ мчащейся тройки обрамляет рассказ о печальной судьбе девушки. Такое сочетание задаёт песенную тональность всему тексту, при этом первое упоминание тройки звучит как тревога, предупреждение, последнее — как поэтический итог рассказанной истории. Трагичность будущей судьбы девушки представлена через противопоставление иллюзии и грубой реальности, противопоставление образа корнета, заглядевшегося на неё, «подбоченясь красиво», и «мужа-привередника», «неряхи мужика», бьющего жену. Жестокость жизни показана через драматическое изменение лица девушки, глаз, взгляда. Сравним, как изменяется героиня:

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

<...>

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

Песенный строй стихотворения создают и сходные глагольные формы, например «разорит, кинет», «поживёшь, попразднуешь, пойдёшь, перетянешь...», и союз «и», организующий повествование. Гармонию стиха также обеспечивает звукопись. Рассмотрим подробнее первую строфу, в ней каждая строка благодаря своему звучанию выражает определённое настроение, и, сливаясь, они передают девичьи чувства, эмоциональную сторону рассказанной истории. Опорным словом первой строки является определение «жадно», передающее желание, нетерпение. Вторая строка («В стороне от весёлых подруг...») сочетанием «в стороне от» словно отделяет лирическую героиню от предназначенной ей судьбы. В третьей — звукопись «знать, забило сердечко» выражает внутреннее «жжение». На четвёртую приходится эмоциональный всплеск: «всё лицо... вспыхнуло вдруг». Таким образом, лирическая тема в стихотворении развивается в гармоническом сочетании ритма, слова и звука.

Обращают на себя внимание и нежные интонации авторской поэтической речи, условного обращения к девушке. В нём звучат личное предупреждение и забота, в которых можно увидеть два уровня проблемы: социальный и жизненно-философский. Судьба девушки показана на фоне уничтожающих личность отвратительных условий существования — нищеты, невежества, грубости и грязи. Не менее важен другой смысл последнего стиха: «и к другой мчится вихрем корнет молодой...» — автор показывает пагубность стремления к чужой жизни.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2656