Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

"Праздник жизни - молодости годы...": анализ стихотворения Некрасова

  • Статья
  • Еще по теме

Тема самоопределения поэта на фоне литературной традиции вечная в поэзии — от античной лирики до сегодняшних дней. Создавая литературный образ Поэта, художник, собственно, рисует автопортрет, открыто заявляет о своем творческом кредо, предъявляет читателям свой литературный манифест. Именно поэтому подобные стихотворения составляют обычно сердцевину индивидуальной художественной системы, становятся ключом к ней.

В русской лирике один из самых оригинальных образов поэта был создан в середине XIX века Н. А. Некрасовым. За этим стихотворным автопортретом вырисовывается художественная концепция поэзии и поэтического труда, своеобразие которой особенно ярко проявляется в сопоставлении с «классическими» произведениями на ту же тему — Рылеева, Пушкина, Лермонтова.

В 1855 году Некрасов создает одно из первых стихотворений, где прямо заявляет о себе как о поэте нового типа, - «Праздник жизни — молодости годы...». Стихотворение Некрасова начинается с образа «праздника жизни». Вспомним заключительные строки романа «Евгений Онегин»:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа...

Пушкинский образ жизни-праздника, пира жизни многосоставен; его атрибуты — вино, любовь, поэзия, дружба, веселье, свобода. У него есть и оборотная сторона — «похмелье» — наступление зрелости, подведение итогов, которые ведут за собой «труд и горе» («Элегия», 1830). Все эти мотивы и образы у Пушкина возвышенно поэтичны, гармонически уравновешены. Некрасов, включая пушкинскую поэтическую формулу в свой текст, прозаически ее «расшифровывает», переводит на обыденный язык («Праздник жизни— молодости годы...») и соединяет со словами иного порядка — «тяжесть труда», «обычный труд». В сочетании с ними традиционные обозначения поэта в легкой поэзии 1800-1810-х годов («баловень свободы», «друг лени») звучат иронически.

Слово «труд» в значении «литературный труд», «труд поэта» есть и в пушкинском словаре (см. стихотворение 1830 года «Труд», посвященное окончанию работы над «Евгением Онегиным»). Однако в пушкинском тексте немыслимо словосочетание «тяжесть труда». Поэтический труд определен у Пушкина как возвышенный, вдохновенный, он «молчаливый спутник ночи», «друг Авроры златой»; мифологическое окружение очищает образ от возможных ассоциаций бытового характера, таких как усталость, тяжесть. У Некрасова труд для заработка — мучительный, тяжкий, несвободный. Он убивает литератора. Поэзия «нарушает» рутину обыденной литературной поденщины.

В начальных строчках стихотворения «Праздник жизни — молодости годы...», анализ которого нас интересует, присутствует биографический намек — отсылка к обстоятельствам жизни Некрасова. В 16 лет (в 1838 году) оказавшись в Петербурге, он променял поступление в Кадетский корпус (как требовал отец) на положение вольнослушателя Университета и свободу выбирать свою судьбу. Некрасов лишился материальной поддержки семьи и на долгие годы (до середины 1840-х годов) стал «литературным чернорабочим», зарабатывая на хлеб сочинением журнальных рецензий, куплетов, фельетонов. За это время он выполнил, по его собственному признанию, «до двухсот печатных листов журнальной работы». Он умирал с голоду, но остался «около литературы», заработал тяжкую болезнь, которая мучила его всю оставшуюся жизнь и свела в могилу в 1877 году. Некрасову было 56 лет.

Однако конкретные жизненные обстоятельства остаются за рамками текста, и речь в стихотворении «Праздник жизни — молодости годы...» не о них, а о поэзии и поэте. Произведение строится на противопоставлении двух смысловых рядов: традиционный образ поэта-созерцателя (ленивца), внутренне свободного и свободно творящего и контрастный ему, полемически противопоставленный поэт-«поденщик», автор «неуклюжего стиха», где нет «поэзии свободной». Сам процесс поэтического творчества описан как результат прорыва «долго сдержанных мук», накипевшей сердечной боли, которая так велика, что не может не нарушить «обычный труд», работу над «плоской прозой». Ключевые слова этого второго ряда образов— «муки», «сердце», «внезапно хлынувшие слезы», «огорченное лицо» —- закрепляют ассоциативную связь: поэзия — боль.

Вторая часть анализируемого стихотворения отсылает читателя к пушкинскому «Памятнику» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный... ») — речь идет о «памяти народной». Но и здесь — не уподобление, а отталкивание от традиции: вместо торжественных, полных высокого достоинства слов о бессмертии поэта и поэзии — отрицание («нет в тебе поэзии свободной...», «нет в тебе творящего искусства...»), признание ущербности своего дарования. Вместе с тем у «сурового стиха» есть свое достоинство: он живой — потому что рожден сильным чувством, в котором соединились любовь и месть (ненависть). Итак, с поэзией у Некрасова ассоциируются боль, ущербность, беззащитность, болезненность и одновременно сила живого чувства.

Стихотворение Некрасова «Праздник жизни — молодости годы...» не случайно содержит в себе многие устойчивые «формулы» пушкинской лирики. К моменту прихода Некрасова в литературу (в 1840-е годы) закончился «золотой век» русской поэзии («пушкинский» период) и начался бурный расцвет прозы («гоголевская» эпоха). Упал интерес к стихам. После гибели Лермонтова (1841) и выхода в свет последнего сборника стихов Баратынского «Сумерки» (1842) наступили «сумерки» русской поэзии. Вместе с тем выросло число подражателей Пушкина и Лермонтова, и, как заметил Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850), «написать гладенькое стихотворение теперь сумеет всякий». Поэзия перестала быть аристократическим занятием. Литература демократизуется, все большее место в ней начинает занимать не дворянин, пишущий на досуге и свободный от необходимости печататься (тексты, распространяемые «в списках» в узком кругу образованных дворян, были в начале XIX века не менее известны, чем печатные), а профессионал-журналист, редактор, успешный беллетрист, литературный критик. Символами новой эпохи 1860-х гг. становятся молодые литераторы-демократы: Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Сам Некрасов в середине 1850-х годов стал известным журналистом и редактором журнала «Современник». В сознании читателей идет перестройка самих понятий «словесность», «поэт», «поэзия».

В стихотворении «Праздник жизни — молодости годы...», анализ которого нас интересует, Некрасов использует пушкинские образы, к 1840-м годам ставшие тривиальными, чтобы оттолкнуться от них. Но все же называет их, а не замалчивает, потому что ему нужен фон для самоопределения в поэзии. Только на этом фоне — в контрасте и взаимодействии с ним — вырастают новые смыслы в лирике Некрасова, его собственное новое слово в поэзии.

Источник: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. - СПб.:"Паритет", 2001

🔍 смотри также:
Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 8561