Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

"Мороз, Красный нос": анализ поэмы Некрасова

  • Статья
  • Еще по теме

«Мороз Красный Нос» была написана в 1863 г. В первой части поэмы описаны смерть и похороны крестьянина Прокла. Мороз появится только во второй части, но мы уже знаем, что это именно он убил Прокла.

Никакие народные средства не помогли, и даже чудотворная икона, за которой ходила его жена Дарья в отдаленный монастырь. Прокл умер, оставив стариков родителей, жену и двоих детей.

Когда Дарья после похорон мужа вернулась домой, оказалось, что в холодной избе нет дров, и она отправилась в лес. Во второй части поэмы нарисован зимний лес. Природа изображена враждебной к Дарье, равнодушной к ее горю. Не выплакавшая свое горе вдова делает тяжелую мужскую работу и мысленно разговаривает с умершим мужем.

Главный герой поэмы – это Мороз. Его образ встречается в русском фольклоре, в сказках, загадках. В загадках Мороз – могучий богатырь, равный библейскому герою Самсону. В поэме Некрасова Мороз тоже изображен богатырем-воеводой. Это хозяин погоды и леса, который, обходя свои владения, любит хвастаться силой. У Некрасова Мороз – это не добрый волшебник, защищающий невинно гонимую девушку, а злобный властелин, издевающийся над людьми ради забавы.

Поэма о судьбе крестьянки названа именем сказочного героя. Тем самым автор хотел подчеркнуть связь поэмы с известной народной сказкой «Морозко». В сказке Мороз – богач, он щедро наделяет подарками бедную падчерицу. Как и в сказке, Мороз передвигается по деревьям, перескакивая с вершины на вершину. Но Дарья не возвращается домой, а замерзает в лесу, хотя отвечает Морозу так же, как героиня сказки.

Ласки и поцелуи Прокла, картины довольства и радости – все то, что должно быть наградой за кротость и смирение, оказываются лишь сном замерзающего человека.

Образ Мороза у Некрасова, по сути, иной, чем в народной сказке. Это грозная сила, враждебная Дарье. Все, что он может подарить, это смерть.

В поэме обыгрываются похоронные и свадебные мотивы, по пословице: «Свадьба и смерть – сестры», Мороз – жених и Мороз – смерть. Некрасов сделал традиционный сказочный образ враждебным человеку, потому что он писал не сказку, а повседневную быль русской действительности, и конец у него не такой, как в сказке.

Имя героини – Дарья (персидское) в переводе означает «сильная», «побеждающая». Эту черту поэт считал главной национальной чертой русской женщины.

Сюжет поэмы можно назвать трагическим. А Некрасов назвал свое произведение как-то даже весело. Смысл заглавия в том, что простая русская женщина духовно побеждает богатыря Мороза. Как он ни старался, но ему не удалось обольстить ее. Умирая, она думает о детях, о Прокле.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Подробнее:

При работе над поэмой «Мороз, Красный нос» (1863) поэт поставил перед собой задачу углубленного анализа русского народного характера, художественного проникновения в самые сокровенные движения души, идеалы, чувства и представления своих народных героев. Поэма «Мороз, Красный нос» писалась, когда на спаде революционной волны запахло в стране реакцией, когда в рядах демократической интеллигенции в значительной мере пошатнулась вера в революционные возможности народа. Этим произведением Некрасов заявлял, что вопрос о народе и его судьбах остается центральным вопросом русской жизни. Обращаясь к демократической интеллигенции, он стремился укрепить ее веру в народные силы, ибо вся поэма «Мороз, Красный нос», полная проникновенного лиризма, звучала как вдохновенный гимн неисчерпаемой силе и великой нравственной красоте русского крестьянства.

В новой «крестьянской» поэме автор не стремится к развороту вширь. Два дня и две смерти в одной крестьянской семье. Сужено поле наблюдения, в сфере внимания автора лишь два наиболее полно (Дарья, Прокл) и несколько бегло очерченных персонажей, но никогда еще в своем стремлении проникнуть в самые глубины народного духа, народной психологии Некрасов не достигал таких успехов. Драматический сюжет (смерть и похороны Прокла, гибель Дарьи) способствует раскрытию внутреннего мира героини: в годину горя люди больше думают, острее чувствуют, живут более интенсивной духовной жизнью.

На первый взгляд «Мороз, Красный нос» кажется произведением более традиционным, чем «Коробейники»: анализ душевных переживаний, эмоций героя и лирические раздумья автора издавна составляли основу жанра поэмы. Но это только видимость. Новаторский смысл поэмы и смелость автора ее в том, что героиня ее — деревенская баба, и те проникновенно-лирические интонации, те приемы глубокого и тонкого психологического анализа, которые применялись к героям прежнего типа, «тонким» людям дворянской среды, зазвучали небывало свежо, будучи использованы при изображении жизни неграмотной русской крестьянки.

Как и в «Коробейниках», поэт не страшится говорить о самом будничном, обычном, рисовать картины убогого деревенского быта (в избе, как водится, — «теленок в подклети», и на ужин, как водится, — «капуста, да с хлебушком квас») и беспросветной темноты (лечение Прокла) русской деревни во всей их истинности и суровой, «трезвой», как говорил Чернышевский, правде. Через эти картины и обнажается постепенно глубокий трагизм «хода народной жизни». Не скрывает поэт и того трагического обстоятельства, что века рабства и нищеты наложили свою печать на народный характер. Под воздействием «грозной доли» «тип измельчал / Красивой и мощной славянки», массовым стал тип женщины, очерченный словами:

Ты вся — воплощенный испуг,

Ты вся — вековая истома

Но пафос поэмы состоит в другом. Все внимание автора сосредоточено на более редко встречающемся, но вопреки всему сохранившемся типе «величавой славянки». Он есть, его «возможно и нынче сыскать», в нем сосредоточены лучшие черты народного характера, он — самое весомое доказательство, что «народ не замер, не опустился, источник жизни не иссяк в нем» (Добролюбов). К этому народному типу относятся и Дарья с Проклом, и родители Прокла, и, вероятно, Гришуха с Машей-резвушкой. Каждый из этих образов (и особенно Дарьи) овеян поэтическим ореолом. И это не стремление к идеализации, а результат определенного, нового для литературы той поры эстетического видения мира. Все есть: убогая избенка, худые лапти, теленок в подклети, непосильный труд, а за него — «капуста, да с хлебушком квас», но «грязь обстановки убогой» к героям поэмы «словно не липнет», может быть, потому, что это, употребляя термины Чернышевского, здоровая, реальная грязь, основным элементом которой является труд.

С большим лирическим волнением говоря о красоте героини — русской крестьянки Дарьи и о благородстве ее внутреннего облика, автор дает понять, что они суть следствие самого высокого: красоты человеческого труда, который составляет содержание и основу народной жизни и делает человека труда носителем высших нравственных норм и ценностей. Для Некрасова в 60-е годы проблема труда, его роли в человеческом обществе приобретает все большее и большее значение. Вывод, что именно народ является созидателем всех материальных и культурных ценностей, уже предчувствуется в поэме. Не случайно, что вслед за ней будут написаны «Железная дорога» и «Кому на Руси жить хорошо».

Но не вступает ли высокая поэтизация народной жизни в поэме «Мороз, Красный нос» в противоречие с требованием ее реалистического изображения? О социальных условиях, крестьянском быте, убогом и темном, поэт говорит, не смягчая красок, «трезвую правду». А о Дарье, Прокле? Тоже правду. Образы глубоко реалистичны, тысячей нитей связаны со средой и объяснены ею, нет оснований не верить поэту, что людей подобного типа в народе «можно и нынче сыскать». Но вся ли это правда о русском крестьянстве как таковом? Предстало ли оно во всей многосложности и противоречивости своего социально-бытового и психологического облика? Предстало ли не только в труде, но и в борьбе?

Некрасов с горячей любовью и большой правдивостью нарисовал один из наиболее положительных, отрадных типов народного характера, раскрыл наиболее поэтические стороны народной души. Но часть не равна целому. Вполне понятно, что поэма с семейно-бытовым сюжетом не могла вместить всего разнообразия народных типов, раскрыть все грани народного характера. Автор и не стремился к этому, перед ним стояла другая задача, блистательно решенная... Но именно в эти годы, годы работы над поэмой «Мороз, Красный нос», Некрасов вынашивал замысел грандиозного художественного полотна, эпопеи народной жизни, произведения, в котором хотел сказать о народе все, что знал и понял, в которое мог бы вложить все сведения о народе, собранные по словечку в течение двадцати лет. Это произведение он назовет «Кому на Руси жить хорошо».

Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни ("Кому на Руси жить хорошо"). СПб: "Наука" РАН, 2001

Понравился материал?
15
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9341