Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Анализ поэмы "Коробейники" Некрасова Н.А. (1 вариант)

  • Статья
  • Еще по теме

«Народные поэмы» Некрасова — совершенно новый для русской литературы тип поэмы, где поэт-демократ, совершая свое поэтическое «хождение в народ», еще более смело, чем в лирике, «перешагнул заповедную грань непоэтического». Пусть мужик сделался в литературе 60-х годов героем дня и о нем говорили в многочисленных очерках и рассказах, но нужно было обладать дерзостью гения, чтобы решиться сделать этого мужика героем ПОЭМЫ, с ее давней романтической традицией, с ее сопротивляемостью обыденно-бытовому материалу.

«Коробейники» (1861) — первая так называемая народная поэма Некрасова. Посвящением ее [«Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)»] Некрасов отдавал свою поэзию на суд крестьянству, эстетический приговор которого признавал непререкаемым:

Почитай-ка! Не прославиться,

Угодить тебе хочу.

Буду рад, коли понравится,

Не понравится — смолчу.

Жизнь современной деревни предстает в поэме во всей ее обыденности и повседневности, с темнотой, бесправием и нищетой. Герои — крестьяне, занятые отхожим промыслом, «лыком шитые купцы» — лишены какого бы то ни было героического ореола и не совершают никаких подвигов: они идут из села в село, балагурят, ведут между собой беседы, торгуются, продавая свой товар. Но обыкновенность образов и незамысловатость сюжета служат постепенному обнаружению скрытого драматизма этой повседневности, ее трагической сущности: «холода и голода» в жизни русской деревни («Песня убогого странника»). Начав поэму в мажорных тонах, пересыпав ее народными шутками и остротами, автор постепенно поднимается до высокого лирического и гражданского пафоса и заканчивает повествование трагическим аккордом: с «холода и голода» позарился нищий лесник на мошну коробейников, да и уложил их выстрелом наповал.

Жизнь современной деревни дана в поэме в значительной степени через восприятие ее коробейниками. Через их беседы и суждения Некрасов показывает пробуждение народного сознания. Ведь это они, коробейники, говорят о горе, причиненном войной («царь дурит — народу горюшко»), они беспощадны в неприязни к кабатчику и кулаку, они подмечают факт оскудения дворянских усадеб... С другой стороны, автор стремится будить это сознание, привлекая внимание народного читателя к наиболее острым социальным вопросам, говоря «трезвую правду» и об убогости народной жизни, и о врагах народных.

Задумав поэму «Коробейники» как панораму жизни современной деревни, Некрасов нашел для своего замысла очень емкую и свободную композиционную форму: прием путешествия героев открывал для автора необозримые возможности в художественном воссоздании все новых и новых картин жизни «Руси крещеной». К этому композиционному приему ПУТЕШЕСТВИЯ ГЕРОЕВ Некрасов вновь обратится через несколько лет, начиная свою работу над созданием эпопеи народной жизни.

Композиционная форма (герои все время в движении, одни впечатления сменяются другими) обусловила и основные приемы художественного письма: мимолетная бытовая зарисовка, лаконичный диалог, походя брошенная меткая реплика, вставной психологический эпизод, массовая сценка. Этот прием экономного красочного мазка, ставший стилевой основой поэмы «Коробейники», найдет широкое развитие в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни ("Кому на Руси жить хорошо"). СПб: "Наука" РАН, 2001

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5370