Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

"Весна" (Лермонтов): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

Пейзаж в юношеском стихотворении Лермонтова «Весна» появляется как параллель переживанию лирического героя. Их соответствие выявляет необычность его мироощущения. Его душа еще «неопытна», жизнь только открывается перед ним, подобно тому, как весной пробуждается природа:

Когда весной разбитый лед

Рекой взволнованной идет,

Когда среди полей местами

Чернеет голая земля

И мгла ложится облаками на полуюнные поля...

Пейзажная зарисовка появляется в первой части сложноподчиненного предложения, представляющего происходящее как связанные друг с другом события. Из-за этого особенно заметной становится их эмоциональная противоположность.

Если природа пробуждается к жизни, то лирический герой стихотворения «Весна» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, думает о ее конце, что объясняет его грусть. Однако не философский настрой навевает зрелище ледохода и появления из-под снега земли. Мгла окутывает его душу, лелеющую «мечтанье злое» о мести. Его сердце разбито, он «так страдал», что ледяное спокойствие для него желанно. Когда на реке раскалывается сковывавший ее панцирь, он ищет оснований для убежденности в том, что человеку можно обрести такую же защиту от любви. От нее излечит время.

Она («к ней») не названа, безлика, известно лишь, что в ее красоте («Ланит... пламень алый», ланиты — щеки) и равнодушии («ланит спокойных») кроется причина страданий лирического героя. Он стремится к тому, чтобы любовь исчезла без следа, не надеясь вызвать ответное чувство. Мотив безысходности, безнадежности на фоне природного круговорота приобретает романтический оттенок. В нем проявляется специфика представлений об обреченности человека «злой» судьбе, спасением от которой может быть только безразличие.

У природы человек может позаимствовать способность холодеть, замерзать, не отзываться на впечатления действительности и зов сердца. Доминантой лирического мироощущения становится романтический максимализм в оценках: жизнь убивает лучшие стремления и чувства, вызывая «пламень» страданий, жажду мести. Обрамляющий текст образ льда (в начале на реке, в конце — в сердце) сближает оба плана, давая возможность переносить характеристики пейзажа на лирического героя, «полуюнного», как весенние поля, начинающего жизнь с волнения и стремящегося освободиться, как река, от груза разбитого прошлого. Страдания в его душе тают так же медленно, как снег «среди полей», а из-под его ковра появляется черная земля, цвет которой напоминает о мгле, закрывшей его путь к свету, добру.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. - М.: Высш. шк., 2005

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3597