Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

"Парус" (Лермонтов): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

В этом стихотворении создан образ моря. Заметна реминисцентная основа, обусловленная очевидным вниманием автора к мотивам пушкинского творчества начала 1820-х годов. «Парус одинокий» появляется в стихотворении Пушкина «Близ мест, где царствует Венеция златая...» (1827).

Метафорический смысл образа моря тоже выявляется благодаря рассмотрению пушкинских стихов. В элегии «Погасло дневное светило...» (1820) волнение «угрюмого океана» напоминает о жизненных бурях и прихоти чувств. В другой элегии — «К морю» (1824) океан, как друг, «ждал» лирического героя, призывая вырваться из оков земной природы, оторваться от берега, устремив путь беспечный к идеалу. В стихотворении «Близ мест, где царствует Венеция златая...» возникает обобщение — и мысли, и события похожи на волны, возмущающие «море жизненное».

В стихотворении Лермонтова парус появляется как деталь пейзажа, белый блик на голубой поверхности воды:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Первое восклицание (всего их будет три, два последующих заканчивают вторую и третью строфы) появляется уже во второй строке начального четверостишия, привлекая внимание к точке в море. Она приближается на протяжении всего стихотворения, а ее значение обусловлено сходством с настроением лирического героя. Аналогию позволяет провести оценка ориентиров: это не просто удаленные в пространстве объекты, но «страна далекая» и «край родной». Покинув его, подобно страннику, парус устремляется в путь, оказываясь одиноким в целой вселенной. Вопросы лирического героя предстают риторическими, так как покинутое на родине не обрести в других землях, его не заменит новизна незнакомой страны:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

В то же время образ лирического героя получает особую характеристику, связанную с тем, что, несмотря на бесплодность поисков, он пускается в опасный путь, «ищет... в стране далекой» то, что осталось недоступным «в краю родном». Ответ на вопросы найдется только в последних строчках, и в тексте, в связи с таким развитием событий, присутствует мотив узнавания. Во второй строфе продолжается создание пейзажа, парус приближается к зрителю. Видно и слышно, как «мачта гнется и скрипит», как бурлят волны, свистит ветер. Каждое впечатление может трактоваться и в переносном смысле. Лирический герой стихотворения «Парус» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, одинок среди жизненного моря, вынужден скитаться в поисках ориентира, маяка, вверяясь случаю. Углубление в психологию, стоящее за изменением ракурса, позволяет отвергнуть понятную, ожидаемую мотивировку его действий. В двух последних строчках второго четверостишия выражено сожаление о том, что его усилия направлены на достижение какой-то таинственной, нежизненной цели:

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Кульминация лирического сюжета содержится в третьей строфе, где представлена и разгадка того, что ищет, к чему стремится пловец. Мир вокруг светел и прекрасен: «светлей лазури» волна, яркое золото солнечного луча заливает небо. Антитеза («Под ним... над ним...») позволяет охарактеризовать в одном образе мироздание в целом:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

Однако для лирического героя недостаточно созерцания красоты и света, для достижения душевного покоя ему требуется возможность проявить свою личность. Наблюдая за игрой волн с палубы корабля, нельзя узнать меру своих сил. Одинокие скитания паруса оказались необходимыми из-за того, что в морской пустыне он искал бурю:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Гармония во внутреннем мире мятежной личности наступает только вслед за осознанием равновесия личности и судьбы, что и выглядит итогом поисков. На первом плане в анализируемом стихотворении «Парус» Лермонтова оказывается романтическая неудовлетворенность жизнью, которая кажется вечным застоем для того, кто «просит бури». Его не удовлетворит счастье, он готов покинуть край родной, отказаться от света и покоя, лишь бы померяться силами с роком, найти выход своей духовной неукротимости (как море, ничем не укротим был дух певца, в котором можно было узнать Байрона, в пушкинском стихотворении «К морю»). Реминисценции позволяют выявить обоснованность сравнения юным поэтом своих исканий с мировосприятием великого английского романтика («Нет, я не Байрон, я другой...», 1832).

Картина природы в стихотворении «Парус», как и в элегии В.А. Жуковского «Море», становится аналогией настроению лирического героя. У Лермонтова главное в нем — жажда действия, в котором он мог бы проявить свою личность. Поприще для борьбы, мятежа он готов искать в стране далекой, на краю света, не считаясь с опасностью и бедствиями. Он останется одиноким в своих скитаниях, не найдя спутника, друга, затерянным «в тумане моря». Одиночество — важная характеристика лирического героя, находящая подтверждение и в других произведениях (от «Монолога», 1829, до «Утеса» и «Пророка», 1841, эта нота преобладает в лермонтовской лирике). Это жертва, которую он готов принести миру ради достижения своей цели, состоящей в самоутверждении, возвышении неограниченных сил человека, дерзающего бороться с действительностью и самой судьбой.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. - М.: Высш. шк., 2005

🔍 смотри также:
Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3786