Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

"Нет, не тебя так пылко я люблю...": анализ стихотворения Лермонтова

  • Статья
  • Еще по теме

В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», анализ которого мы проведем, совершается необычное признание: обращаясь к той, кто покорила сердце «красой», вызвала пылкое чувство, лирический герой признается в том, что это лишь отзвук «прошлого страданья». В трех строфах (четверостишия пятистопного ямба) разворачивается сравнение двух переживаний. Оба похожи на любовь, из-за первого погибла молодость, второе «так пылко», что трудно не поверить в его искренность, и все же излияние начинается с отрицания («Нет, не тебя...»), подтвержденного повтором в следующей строке («Не для меня...»).

В следующей, второй строфе сравниваются непосредственные ощущения от разговоров с возлюбленными. На реальную женщину обращен «долгий взор» лирического героя, но его сердце в это время отвечает таинственным словам, слышным ему одному:

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

В третьей строфе противопоставление заостряется, так как звук этих речей давно смолк («уста давно немые»), подруга молодости угасла, умерла, виден только отблеск огня ее очей в глазах другой, напоминающей о ней, похожей на нее.

Ситуация, ставшая предметом стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова, имела жизненную основу: одна из знакомых автора в Пятигорске, где он находился летом 1841 г., внешне напоминала В.А. Лопухину (в замужестве Бахметеву). Но сестра университетского товарища поэта, вызвавшая у него глубокую привязанность, в это время жива. Да и в настроении лирического героя главным является не воспоминание о прошлом, а поиск доказательств непримиримости противоречия идеала и действительности. Между ними нет точек соприкосновения, как между жизнью и смертью, они исключают друг друга. Однако чувства в прошлом и настоящем одинаково пылки и волнующи, они уживаются в душе. Трактовка основной романтической антитезы двойственна, многолика, чем обусловлено своеобразие лирической концепции этого стихотворения, ставшего одним из последних в творчестве Лермонтова, чья жизнь оборвалась трагически и внезапно — 15 июля 1841 г. он был убит на дуэли под Пятигорском у горы Машук.

Прототипичность в лирике заключается не в наполнении образов достоверными деталями, которые можно сблизить с чертами реально существовавших лиц, а в том, насколько характерно для автора выраженное в стихотворении настроение. Конкретное произведение необходимо рассматривать на фоне тех, что написаны одновременно с ним, пытаясь в таком сопоставлении выявить и доминирующую тональность, и своеобразие каждого. Так, в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю...», анализ которого нас интересует, выражены романтический максимализм, отказ от блистающих, живых, пылких впечатлений ради верности идеальной красоте. Ее характеристики антитетичны: она угаснувшая, давно немая, но, главное, «другая», таинственная. Соединяя в оксимороне «огонь угаснувших очей» взаимоисключающие понятия, автор подчеркивает чудесную сущность переживаний, над которыми не властно время.

Состояние лирического героя передается не только содержательной антитезой (настоящее — прошлое), образными сопоставлениями (блистанье красы — угаснувшие очи, пылкие встречи — прошлое страданье), но и с помощью фонических средств. Они помогают выразить оттенки ощущений, для которых слова оказываются прямолинейными, однозначными. В настоящем соединяются и отзвуки пережитого чувства, и новая пылкая любовь, память о страданиях и желание невозможного («уста давно немые») свидания, преданность идеалу и живое горение чувств. В характеристике состояния лирического героя видны противоположные по эмоциональной окраске звуковые повторы: ассонанс на «у» и аллитерации на «л» и «н».

«У» встречается в словах, выражающих сокровенные эмоции: люблю (повтор в первой строфе усиливает значение признания), но в то же время «погибшую мою», в связи с чем в настоящем и прошлом выявляется единство переживаний. Лирический герой одинаково отчетливо видит живые (смотрю) и воображаемые черты (подруги юных дней), слышит звуки реального разговора (повтор слова «говорю») и признаний давно немых уст (повтор слов, в которых «у» стоит на слабом месте,— устах, уста).

В третьей строфе этот звук слышен четыре раза на сильных местах, и пять — на слабых, однако эмоциональный тон финала, как и всего стихотворения, не выглядит мрачным. Начиная с первых строк, текст предстает исполненным музыкальности, создаваемой повторениями сочетаний гласных с полугласным и сонорными певучими аллитерациями:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье;

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

 

Я говорю с подругой юных дней...

В глазах огонь угаснувших очей.

Они присутствуют почти в каждой строке, заслоняя унылость ассонанса на «у», тем более что и он попадает в число гласных, образующих такие повторы (я люблю, погибшую мою, подругой юных дней и др.).

Связь звука со смыслом — таинственный процесс, но ощутить ее наличие вы можете, прочитав вслух стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова и почувствовав, что оно навевает светлые, обнадеживающие эмоции, волнует загадочностью выраженных в нем ощущений. Реальность для них — завеса, которую приоткрывает лирический герой благодаря тому, что его сердце способно проникнуть за пелену конкретности во времени и пространстве («Но не с тобой я сердцем говорю»).

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. - М.: Высш. шк., 2005

Понравился материал?
12
Рассказать друзьям:
Просмотров: 11596