Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Грибоедов А.С.

Кто такой Грибоедов Александр Сергеевич? Биография писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Александр Сергеевич Грибоедов был человек исключительно разносторонней одаренности, творческой энергии, стремившийся к совершенству во всем, чем бы ни приходи­лось ему заниматься. Он остался в русской литературе фигурой не менее удивительной, чем Крылов, — и был во многом на него похож. Прежде всего тем, что остался не только в лите­ратуре — остался и в обычной нашей речи, но не многими баснями, писавшимися на протяжении десятков лет, — по-на­стоящему Грибоедова русский читатель знает но одному произ­ведению — комедии в стихах «Горе от ума». Зато знает любой читатель, сколько-нибудь знакомый с русской классикой, — одна эта комедия поставила Грибоедова в ряд с Пушкиным и Гоголем. Уже в 1834 г. можно было сказать: «Это народная книга: нет русского, который бы не знал наизусть, по край­ней мере, десяти стихов этой комедии...» (О. Сенковский).

Грибоедов удивительно близок Крылову пословичностыо, всем складом стиха, поэзией здравого разумения и такими чертами творческой биографии, как поздний успех (не только 40 лет, как у Крылова, но и 30, как у Грибоедова, по меркам XIX в. — возраст поздний), при одновременной безусловности этого успеха, у грибоедовской комедии особенно выраженной. И однако по биографии чисто житейской и по некоторым чертам натуры Грибоедов оказывается не менее удивительным образом прямо-таки противоположностью Крылову. Особенно позднему Крылову — периода успеха, герою баек, анекдотов о нем — ленивце и любителе покушать.

Грибоедов же был натурой на редкость деятельной, энергичной и всегда упорно стре­мился к поставленной цели. Оставаясь писателем и своего успе­ха в литературе, как и Крылов, добившись серьезным трудом, Грибоедов при этом был блестящим светским человеком, сде­лавшим отличную служебную карьеру.

Как и многие дворянские дети из состоятельных семей, сперва он учился у хороших домашних учителей, затем — в Мо­сковском Университетском Благородном пансионе. С детства знал французский, итальянский, немецкий и английский язы­ки, а с 1806 по 1812 г., обучаясь на двух факультетах Москов­ского университета — словесном и юридическом, — овладел древнегреческим, латинским и тремя восточными языками — персидским, арабским и турецким. Посещал он и занятия на физико-математическом факультете.

После университета, стал готовиться к получению степени доктора права, но с началом Отечественной войны вступил в гусарский полк и оставался на военной службе до окончания наполеоновских войн. Уйдя в отставку в 1816 г., Грибоедов по­селяется в Петербурге и начинает служить в Коллегии иностран­ных дел одновременно с Пушкиным и будущими декабристами.

Художественные интересы у Грибоедова проявились очень рано: он писал лирические стихи, пародии, эпиграммы, серь­езно занимался музыкой и не только хорошо владел несколь­кими инструментами, но и знал теорию и сам сочинял музы­ку, которую ценил М.И. Глинка.

Грибоедов был своим человеком в мире театра, автором «хорошо сделанных», с успехом ставившихся «легких» комедий. В 1815 г. он переводит с французского стихотворную коме­дию «Молодые супруги», позже — вместе с драматургами Ша­ховским и Хмельницким — комедию «Своя семья, или Замуж­няя невеста», потом вместе с поэтом и драматургом Катени­ным — прозаическую комедию «Студент» (кстати, памфлет на Жуковского), вместе с Вяземским — оперу-водевиль «Кто брат, кто сестра». 

Активное участие в литературно-театральной жизни столи­цы было прервано служебным назначением: Грибоедова отправ­ляют в Персию секретарем русской дипломатической миссии. Здесь также блестяще проявились его способности и энергия, благодаря которым ему удалось освободить из плена 150 рус­ских солдат.

В 1822 г. Грибоедова переводят в Тифлис, где он становится секретарем по дипломатической части при главноуправляю­щем генерале Ермолове. Здесь он и начинает работу над дву­мя первыми актами комедии «Горе от ума» (закончена к осе­ни 1824 г.).

При жизни автора в печати и на сцене появлялись лишь отрывки из комедии. Полностью, т.е. в составе всех четырех актов, но с существенными цензурными изъятиями, пьеса была поставлена в 1831 г. и опубликована в 1833. Без како­го-либо цензурного вмешательства текст впервые был издан Герценом в эмиграции, а в России это стало возможно только в царствование Александра II Освободителя (1862). Тем не ме­нее комедия сразу же стала литературным фактом своей эпо­хи: распространялась в списках и обсуждалась, в том числе в печати, творчески учитывалась в русской литературе (см., на­пример, седьмую главу «Евгения Онегина» или «Маскарад» Лермонтова).

После подавления восстания декабристов Грибоедов был арестован (в крепости Грозной 22 янв. 1826 г.) и отправлен в Петербург, где четыре месяца содержался на гауптвахте при Главном штабе, пока следствие не пришло к выводу о его не­причастности к заговору.

По возвращении на Кавказ Грибоедов очень много работает по дипломатической части в связи с персидской войной, кото­рую тогда вела Россия. По окончании войны в 1828 г. велика была роль Грибоедова при заключении Туркманчайского мир­ного договора, выгодного для России. Грибоедов был награж­ден Николаем I и назначен полномочным министром в Пер­сию — должность высокая и почетная, но писатель воспринял ее как политическую ссылку и, отправляясь в Тегеран, был ис­полнен мрачных предчувствий. По дороге в Персию Грибоедов остановился в Тифлисе. Здесь он женится на Нине Чавчавадзе, дочери грузинского поэта Александра Чавчавадзе, с которым был дружен.

Энергичными и успешными действиями в пользу России на новом посту Грибоедов наживает себе многочисленных врагов в Тегеране. В январе 1829 г., когда фанатики разгромили рус­скую миссию, Грибоедов был растерзан озверелой толпой. Тело писателя было отправлено на родину. Его похоронили в Тифлисе.

В последние годы жизни, после «Горя от ума», Грибоедов обратился к жанру трагедии, но что ему удалось сделать — нам неизвестно: рукопись трагедии «Грузинская ночь» по­гибла в Тегеране, до нас дошел только отрывок из нее и еще отрывок и план трагедии «1812-й год», героем которой дол­жен был стать крепостной, воевавший с Наполеоном и по­кончивший с собой, когда ему пришлось вернуться в условия прежнего рабства.

Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 75