Кто такой Грибоедов Александр Сергеевич? Биография писателя
Александр Сергеевич Грибоедов был человек исключительно разносторонней одаренности, творческой энергии, стремившийся к совершенству во всем, чем бы ни приходилось ему заниматься. Он остался в русской литературе фигурой не менее удивительной, чем Крылов, — и был во многом на него похож. Прежде всего тем, что остался не только в литературе — остался и в обычной нашей речи, но не многими баснями, писавшимися на протяжении десятков лет, — по-настоящему Грибоедова русский читатель знает но одному произведению — комедии в стихах «Горе от ума». Зато знает любой читатель, сколько-нибудь знакомый с русской классикой, — одна эта комедия поставила Грибоедова в ряд с Пушкиным и Гоголем. Уже в 1834 г. можно было сказать: «Это народная книга: нет русского, который бы не знал наизусть, по крайней мере, десяти стихов этой комедии...» (О. Сенковский). Грибоедов удивительно близок Крылову пословичностыо, всем складом стиха, поэзией здравого разумения и такими чертами творческой биографии, как поздний успех (не только 40 лет, как у Крылова, но и 30, как у Грибоедова, по меркам XIX в. — возраст поздний), при одновременной безусловности этого успеха, у грибоедовской комедии особенно выраженной. И однако по биографии чисто житейской и по некоторым чертам натуры Грибоедов оказывается не менее удивительным образом прямо-таки противоположностью Крылову. Особенно позднему Крылову — периода успеха, герою баек, анекдотов о нем — ленивце и любителе покушать. Грибоедов же был натурой на редкость деятельной, энергичной и всегда упорно стремился к поставленной цели. Оставаясь писателем и своего успеха в литературе, как и Крылов, добившись серьезным трудом, Грибоедов при этом был блестящим светским человеком, сделавшим отличную служебную карьеру. Как и многие дворянские дети из состоятельных семей, сперва он учился у хороших домашних учителей, затем — в Московском Университетском Благородном пансионе. С детства знал французский, итальянский, немецкий и английский языки, а с 1806 по 1812 г., обучаясь на двух факультетах Московского университета — словесном и юридическом, — овладел древнегреческим, латинским и тремя восточными языками — персидским, арабским и турецким. Посещал он и занятия на физико-математическом факультете. После университета, стал готовиться к получению степени доктора права, но с началом Отечественной войны вступил в гусарский полк и оставался на военной службе до окончания наполеоновских войн. Уйдя в отставку в 1816 г., Грибоедов поселяется в Петербурге и начинает служить в Коллегии иностранных дел одновременно с Пушкиным и будущими декабристами. Художественные интересы у Грибоедова проявились очень рано: он писал лирические стихи, пародии, эпиграммы, серьезно занимался музыкой и не только хорошо владел несколькими инструментами, но и знал теорию и сам сочинял музыку, которую ценил М.И. Глинка. Грибоедов был своим человеком в мире театра, автором «хорошо сделанных», с успехом ставившихся «легких» комедий. В 1815 г. он переводит с французского стихотворную комедию «Молодые супруги», позже — вместе с драматургами Шаховским и Хмельницким — комедию «Своя семья, или Замужняя невеста», потом вместе с поэтом и драматургом Катениным — прозаическую комедию «Студент» (кстати, памфлет на Жуковского), вместе с Вяземским — оперу-водевиль «Кто брат, кто сестра». Активное участие в литературно-театральной жизни столицы было прервано служебным назначением: Грибоедова отправляют в Персию секретарем русской дипломатической миссии. Здесь также блестяще проявились его способности и энергия, благодаря которым ему удалось освободить из плена 150 русских солдат. В 1822 г. Грибоедова переводят в Тифлис, где он становится секретарем по дипломатической части при главноуправляющем генерале Ермолове. Здесь он и начинает работу над двумя первыми актами комедии «Горе от ума» (закончена к осени 1824 г.). При жизни автора в печати и на сцене появлялись лишь отрывки из комедии. Полностью, т.е. в составе всех четырех актов, но с существенными цензурными изъятиями, пьеса была поставлена в 1831 г. и опубликована в 1833. Без какого-либо цензурного вмешательства текст впервые был издан Герценом в эмиграции, а в России это стало возможно только в царствование Александра II Освободителя (1862). Тем не менее комедия сразу же стала литературным фактом своей эпохи: распространялась в списках и обсуждалась, в том числе в печати, творчески учитывалась в русской литературе (см., например, седьмую главу «Евгения Онегина» или «Маскарад» Лермонтова). После подавления восстания декабристов Грибоедов был арестован (в крепости Грозной 22 янв. 1826 г.) и отправлен в Петербург, где четыре месяца содержался на гауптвахте при Главном штабе, пока следствие не пришло к выводу о его непричастности к заговору. По возвращении на Кавказ Грибоедов очень много работает по дипломатической части в связи с персидской войной, которую тогда вела Россия. По окончании войны в 1828 г. велика была роль Грибоедова при заключении Туркманчайского мирного договора, выгодного для России. Грибоедов был награжден Николаем I и назначен полномочным министром в Персию — должность высокая и почетная, но писатель воспринял ее как политическую ссылку и, отправляясь в Тегеран, был исполнен мрачных предчувствий. По дороге в Персию Грибоедов остановился в Тифлисе. Здесь он женится на Нине Чавчавадзе, дочери грузинского поэта Александра Чавчавадзе, с которым был дружен. Энергичными и успешными действиями в пользу России на новом посту Грибоедов наживает себе многочисленных врагов в Тегеране. В январе 1829 г., когда фанатики разгромили русскую миссию, Грибоедов был растерзан озверелой толпой. Тело писателя было отправлено на родину. Его похоронили в Тифлисе. В последние годы жизни, после «Горя от ума», Грибоедов обратился к жанру трагедии, но что ему удалось сделать — нам неизвестно: рукопись трагедии «Грузинская ночь» погибла в Тегеране, до нас дошел только отрывок из нее и еще отрывок и план трагедии «1812-й год», героем которой должен был стать крепостной, воевавший с Наполеоном и покончивший с собой, когда ему пришлось вернуться в условия прежнего рабства. Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1580
| |