Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

"Вечера на хуторе близ Диканьки": произведения сборника и их характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Тщательный отбор собственных наблюдений, этнографических деталей, обращение к украинскому фольклору в период работы над этими повестями позволили Гоголю развернуть целую панораму живых и правдивых картин народной жизни, исполненной поэзии и задорного веселья. Народный характер гоголевских повестей подчеркивало и их издание от имени пасичника Рудого Панька, как бы собравшего воедино «диковины», рассказываемые у него на вечерах. Удачное чередование смешного и страшного, грустного и веселого, возвышенного и комического умело обыграно автором «Вечеров на хуторе близ Диканьки», построившим книгу по принципу сочетания контрастов. Ведь, по мнению Гоголя, «красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте».

Жизнерадостную, полную веселья и света, пылкой молодой любви и забавных проделок «Сорочинскую ярмарку» сменяет мрачная, тревожная история о преступно добытом богатстве — «Вечер накануне Ивана Купала», а лиричная фантастика пленительной «Майской ночи» естественно уступает место залихватским похождениям хитрого козака, умудрившегося самих чертей обыграть в карты («Пропавшая грамота»).

Повестью «Ночь перед Рождеством», в которой Белинский видел «всю поэзию жизни» народа, открывалась вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Обаятельная в своей непосредственности и кокетстве красавица Оксана, смелый кузнец Вакула, оседлавший черта, чтобы слетать в Петербург и добыть любимой черевички, «которые носит царица», сметливая Солоха, важный Чуб, забавно посрамленный черт и другие персонажи произведения выписаны автором радостными, щедрыми красками. С лукавой усмешкой рисует Гоголь сцену встречи запорожцев с Екатериной II, невольным участником которой становится Вакула.

События реальной истории переплетаются со сказочными, фантастическими мотивами в повести «Страшная месть», в основе которой — участь неслыханного грешника — колдуна, совершающего одно преступление за другим, предающего свою родину. Могуч и величествен образ Днепра, художественно переосмысленный автором как символ Отечества, за свободу которого в битве с ляхами гибнет мужественный казак Данило Бурульбаш. Напевная ритмическая проза придает повести характер торжественности, выразительности народного сказа.

Иные — сатирические, бытовые — краски находит Гоголь для повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Здесь впервые в его творчестве возникает тема пустоты и беспросветности мелкопоместной жизни, реалистически достоверные и поражающие духовным убожеством фигуры дворян-«небокоптителей». Повесть о Шпоньке как бы прерывается на середине, кажется незаконченной. Но это лишь своеобразный художественный прием, позволяющий ярче оттенить бессодержательность и бессмысленность изображенного писателем житейского уклада.

Последняя повесть книги — «Заколдованное место» — вновь возвращает читателя к живительным истокам народного юмора. Ибо по-настоящему смешны злоключения деда, погнавшегося за призрачным богатством, обернувшимся в «сор и дрязг».

Мир народной жизни, красочный, полный чувств, романтичный, противостоит в творчестве писателя серому и пошлому существованию господствующих классов. Раздумья о неизбежной прозе и скуке жизни вносят грустную ноту в самые, казалось бы, радостные произведения Гоголя.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 838