Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Композиция и идея комедии "Ревизор" Гоголя

  • Статья
  • Еще по теме

Кульминация комедии «Ревизор» сложна и до сих пор остаётся предметом дискуссий исследователей. Дело в том, что в ней не так легко определить традиционные места экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Между тем понимание структуры произведения напрямую связано с проникновением в авторский замысел и его идею.

Каждое действие комедии отличается своеобразным композиционным устройством. В первом действии выделяются три композиционных элемента: завязка в сообщении городничего о ревизоре, совмещение экспозиции и развития конфликта в разговоре городничего с чиновниками и введение ситуации мнимого ревизора — приход Бобчинского и Добчинского. Следует отметить тонкую психологическую деталь в этой сцене: только не занятым на чиновничьей службе могло прийти в голову, что двадцатитрёхлетний вертлявый человечек — важный столичный чиновник. Во втором действии значение ключевой сцены — встречи городничего и Хлестакова — в том, что нелепая ошибка городских помещиков получила статус реальности, будучи подтверждённой городничим, то есть властью. Центральный сюжетный эпизод третьего действия — приём Хлестакова в доме городничего, его безудержное хвастовство и враньё, вызывающее ужас в головах чиновников. Это метко подытожено городничим: «Ну что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда?» Ключевой композиционной особенностью четвёртого действия являются повторяющиеся сцены, то есть главный принцип устройства действия — повторение одной и той же ситуации, но в каждой следующей участвуют другие действующие лица, благодаря этому приёму в четвёртом действии представлена галерея городских типов.

Тесная взаимозависимость композиции и идеи «Ревизора» отчётливее всего обнаруживается в следующем. Сюжет комедии связывают три сообщения о ревизоре, и каждое из них получает соответствующий отклик, два первых — у чиновников, третье — у всех горожан. Когда городничий в первой фразе пьесы объявляет о ревизоре, чиновники восклицают:

Аммос Фёдорович. Как ревизор?

Артемий Филиппович. Как ревизор?

В пятом действии в разгар торжества одних героев и зависти других появляется почтмейстер с распечатанным письмом Хлестакова:

Почтмейстер. Удивительное дело, господа! Человек, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.

На этот раз известие ошеломило всех присутствующих:

Все. Как не ревизор?

Сообщения и два симметричных восклицания («Как ревизор?» и «Как не ревизор?») образуют своего рода «сюжетную рамку». Идея Гоголя в этой части сюжета состоит в том, что человеку, сколь бы преступен он ни был, всегда предоставлены возможности исправиться. Первое сообщение о приезде ревизора означает предупреждение человеку, чтобы он опомнился и осознал свою виновность. Из дальнейших событий явствует, что чиновники не намерены менять своё поведение, напротив, они собираются обманывать ревизора, а когда по ошибке принимают за него Хлестакова, то дают ему взятки, пытаясь таким образом подкупить. Весть о катастрофической ошибке с Хлестаковым означает разоблачение чиновников, после чего они должны раскаяться. Однако чиновники уклоняются от раскаяния: сначала в сцене чтения письма они хотят услышать из него плохие слова о ком-нибудь другом, но не о себе, показывая этим готовность всегда переложить вину с себя на любого другого; затем следует монолог городничего, который громко признаёт свою вину, но не в том, что творил, а в том, что ошибся, «приняв сосульку, тряпку за важного человека».

И наконец, начался поиск и травля виноватых — Бобчинского и Добчинского. Никто из чиновников не признал вину и не покаялся, и даже Бобчинский и Добчинский попеременно адресуют ошибку друг другу:

Добчинский. Э, нет, Пётр Иванович, вы ведь первый того...

Бобчинский. А вот и нет; первые-то были вы.

И только тогда, когда ни один человек не признал себя виноватым, появляется жандарм и оглушает всех известием о прибытии настоящего ревизора. Ответом на известие становится немая сцена — возмездие, которое призвали на себя сами люди, не использовавшие возможность признать свою вину и раскаяться в ней.

Гоголь избирает в качестве эпиграфа к комедии русскую народную пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Автор выбрал этот эпиграф, чтобы читатель и зритель не только воспринимали сатиру в отношении других, но и присмотрелись к себе: а нет ли во мне частички этих героев и их пороков?

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3347