Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Анализ комедии "Ревизор" Гоголя (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

Великая комедия Н. В. Гоголя "Ревизор" представляет собой важнейшее произведение русской литературы первой половины XIX в. и с художественной, и с социальной точек зрения. Она имела широкий общественный резонанс, вызвав восторг у литературной и передовой общественности и спровоцировав гнев правительства и околоправительственных кругов. Комедию Гоголя "Ревизор" можно отнести к жанру высокой общественной сатирической комедии характеров и положений. При этом ее общественность означает ее непосредственное отношение к драме и даже к трагедии.

Литературное новаторство Гоголя в комедии "Ревизор" заключается в следующем:

      в глубоко обобщенной форме показана картина современной автору действительности;

      своеобразие и новаторство сюжета, которое выражается в следующем:

•        социальный характер сюжета пьесы, в которой традиционные сюжетные линии — интрига и любовные коллизии — приобрели второстепенное и пародийное звучание;

•        акцент и выдвижение на первый план явлений быта, характерных для российской жизни, которые раньше не имели столь серьезного значения и выступали как вспомогательное средство изображения действительности;

•        разрушение прежнего, догоголевского сюжета пьес о мнимом ловкаче, лихо обманывающем окружающих, и это произошло через отказ Гоголя от придания сознательности поступков своему герою Хлестакову, т. е. все его действия по введению в заблуждение провинциальных чиновников не носят целенаправленного характера, а являются как бы случайными — у героя нет цели обмануть чиновников;

      новаторство и своеобразие композиции, которая имеет следующие отличительные особенности:

•        отсутствие главного героя в первом и в последнем действии, что обеспечивает перенесение внимания читателя на нравы и порядки, царящие в уездном городе;

•        симметрия, выраженная в начале пьесы сообщением - письмом о приезде ревизора и связанным с этим переполохом в рядах городских чиновников и приездом настоящего ревизора в конце пьесы;

      новый характер, роль и функции известных элементов сюжета и композиции, что выражается в следующем:

•        завязка наполнена действием, энергична, при этом рассредоточена в пьесе в нескольких действиях:

-        в самом начале — первая реплика Городничего;

-        в шестом явлении - прибытие Бобчинского и Добчинского;

-        во втором акте — встреча Городничего с Хлестаковым, и он верит в "подлинность" ревизора;

•        экспозиция смещена с первого места на более отдаленное и оказывается, так же как и завязка, рассредоточенной;

•        изменено развитие действия, коллизии и интриги, которые вначале несколько замедленны, что позволяет понять общий настрой и характеры, а затем стремительно развиваются, достигая драматизма в финале;

•        наличие трех кульминаций:

-        сцена вранья и хвастовства Хлестакова;

-        прием Хлестаковым жалующихся дарителей и посетителей;

-        сватовство;

•        проблема в выявлении и определении развязки сюжета, которая имеет следующие варианты:

-        письмо Хлестакова, перехваченное почтмейстером и указывающее на "мнимость" ревизора;

-        монолог Городничего "Чему смеетесь?";

-        "немая сцена";

      исключительное значение "немой сцены", которое заключается в следующем:

•        сосредоточивает внимание не на наказании порока, а на самом эффекте потрясения всех без исключения персонажей;

•        в сценическом выражении отступает от принятых канонов "немой сцены" и длится полторы минуты, что является олицетворением вечного окаменения, имеющего множество значений, вплоть до высшего суда над человечеством;

•        демонстрирует резкий контраст между смехом и ехидством первой части (до 5-го акта) и философской гробовой тишиной финала пьесы;

•        является образом авторского суда над персонажами и их пороками.

Комическое в пьесе "Ревизор" является ее эстетической основой. Выделяется комизм:

      характеров, который раскрывается в образах героев;

      положений, выраженный в следующем:

•        комизм недоразумений, которые возникают из-за страха и ошибки героев;

•        превращение, когда Хлестаков благодаря своим поступкам и лжи преображается в глазах чиновников и в своих собственных глазах в грозного и властвующего обличителя и контролера;

•        совпадение финала в истории комического персонажа с судьбой трагического героя, когда городничий оказывается полностью разбитым и побежденным;

      сходства, выраженный в подобных персонажах - Бобчинском и Добчинском, дочери и жене городничего;

      глупости, выраженный в абсурдных утверждениях и выводах персонажей.

Также для произведения характерны:

      различные художественные виды смешного: шутка, ирония, сарказм, грубый фарс, юмор, острая сатира;

      сближение комического с трагическим.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2978