Анализ комедии "Ревизор" Гоголя (конспект лекции)
Великая комедия Н. В. Гоголя "Ревизор" представляет собой важнейшее произведение русской литературы первой половины XIX в. и с художественной, и с социальной точек зрения. Она имела широкий общественный резонанс, вызвав восторг у литературной и передовой общественности и спровоцировав гнев правительства и околоправительственных кругов. Комедию Гоголя "Ревизор" можно отнести к жанру высокой общественной сатирической комедии характеров и положений. При этом ее общественность означает ее непосредственное отношение к драме и даже к трагедии. Литературное новаторство Гоголя в комедии "Ревизор" заключается в следующем: ✓ в глубоко обобщенной форме показана картина современной автору действительности; ✓ своеобразие и новаторство сюжета, которое выражается в следующем: • социальный характер сюжета пьесы, в которой традиционные сюжетные линии — интрига и любовные коллизии — приобрели второстепенное и пародийное звучание; • акцент и выдвижение на первый план явлений быта, характерных для российской жизни, которые раньше не имели столь серьезного значения и выступали как вспомогательное средство изображения действительности; • разрушение прежнего, догоголевского сюжета пьес о мнимом ловкаче, лихо обманывающем окружающих, и это произошло через отказ Гоголя от придания сознательности поступков своему герою Хлестакову, т. е. все его действия по введению в заблуждение провинциальных чиновников не носят целенаправленного характера, а являются как бы случайными — у героя нет цели обмануть чиновников; ✓ новаторство и своеобразие композиции, которая имеет следующие отличительные особенности: • отсутствие главного героя в первом и в последнем действии, что обеспечивает перенесение внимания читателя на нравы и порядки, царящие в уездном городе; • симметрия, выраженная в начале пьесы сообщением - письмом о приезде ревизора и связанным с этим переполохом в рядах городских чиновников и приездом настоящего ревизора в конце пьесы; ✓ новый характер, роль и функции известных элементов сюжета и композиции, что выражается в следующем: • завязка наполнена действием, энергична, при этом рассредоточена в пьесе в нескольких действиях: - в самом начале — первая реплика Городничего; - в шестом явлении - прибытие Бобчинского и Добчинского; - во втором акте — встреча Городничего с Хлестаковым, и он верит в "подлинность" ревизора; • экспозиция смещена с первого места на более отдаленное и оказывается, так же как и завязка, рассредоточенной; • изменено развитие действия, коллизии и интриги, которые вначале несколько замедленны, что позволяет понять общий настрой и характеры, а затем стремительно развиваются, достигая драматизма в финале; • наличие трех кульминаций: - сцена вранья и хвастовства Хлестакова; - прием Хлестаковым жалующихся дарителей и посетителей; - сватовство; • проблема в выявлении и определении развязки сюжета, которая имеет следующие варианты: - письмо Хлестакова, перехваченное почтмейстером и указывающее на "мнимость" ревизора; - монолог Городничего "Чему смеетесь?"; - "немая сцена"; ✓ исключительное значение "немой сцены", которое заключается в следующем: • сосредоточивает внимание не на наказании порока, а на самом эффекте потрясения всех без исключения персонажей; • в сценическом выражении отступает от принятых канонов "немой сцены" и длится полторы минуты, что является олицетворением вечного окаменения, имеющего множество значений, вплоть до высшего суда над человечеством; • демонстрирует резкий контраст между смехом и ехидством первой части (до 5-го акта) и философской гробовой тишиной финала пьесы; • является образом авторского суда над персонажами и их пороками. Комическое в пьесе "Ревизор" является ее эстетической основой. Выделяется комизм: ✓ характеров, который раскрывается в образах героев; ✓ положений, выраженный в следующем: • комизм недоразумений, которые возникают из-за страха и ошибки героев; • превращение, когда Хлестаков благодаря своим поступкам и лжи преображается в глазах чиновников и в своих собственных глазах в грозного и властвующего обличителя и контролера; • совпадение финала в истории комического персонажа с судьбой трагического героя, когда городничий оказывается полностью разбитым и побежденным; ✓ сходства, выраженный в подобных персонажах - Бобчинском и Добчинском, дочери и жене городничего; ✓ глупости, выраженный в абсурдных утверждениях и выводах персонажей. Также для произведения характерны: ✓ различные художественные виды смешного: шутка, ирония, сарказм, грубый фарс, юмор, острая сатира; ✓ сближение комического с трагическим. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3208
| |