Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

Основные темы лирики Фета А.А.

  • Статья
  • Еще по теме

Фет – представитель «чистого искусства». Лирический герой поэта – личность утонченная и впечатлительная, восторженная, умеющая видеть красоту мира. Вместе с тем Фет – поэт трагического мировосприятия. Но он умел преображать мир, видеть в нем «свет незримый». Природа, любовь, творчество – основные темы лирики Фета.

Фет был первым поэтом-импрессионистом в русской литературе. Его пейзажная лирика напоминает картины французских художников. При всей конкретности описания природы Фет прежде всего выражает чувства и переживания. Многие его стихи стали хрестоматийными.

Уже первые критики поэзии Фета отмечали такую особенность его художественного таланта, как умение передавать его неуловимые, смутные ощущения посредством образов. Фет, как и его учителя в поэзии, В.А. Жуковский и Ф.И. Тютчев, умел описывать невыразимое бессознательное, считал, что наш язык для этого очень беден («Как беден наш язык! – Хочу и не могу, – Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною…»).

Вслед за Тютчевым Фет продолжал философское направление русской лирики. На его мировоззрение оказал влияние Шопенгауэр.

Рассмотрим стихотворение «Ласточки» (1884). Стихотворение это по своему смыслу совершенно прозрачно. Построено на приеме открытой аллегории. У Фета ласточка является символом творчества и поэтического вдохновения.

У Пушкина символом творчества был орел:

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел

(Поэт)

Орел – символ свободы, власти, царский зрак. Для Фета душа поэта, как ласточка. Когда Фет следит за ласточкой, он замечает, что ей свойственно одно движение (II-я строфа). Человеческое Я способно открывать запредельную стихию дерзновением, вдохновением. Человек – как и ласточка – не может долго соприкасаться с запредельным, а только на какой-то миг. Ласточки так себя ведут перед грозой. Человеческое Я очень слабое, и только в порыве вдохновения оно может быть на миг равным Богу.

Стихотворение состоит из 5 строф с перекрестной рифмовкой женских и мужских рифм. Написано самым распространенным размером – четырехстопным ямбом. Распадается на две смысловые части, симметричные друг другу. Этот прием носит название сопоставления, или параллелизма. Полет ласточки сопоставлен с вдохновением. Аллитерации «с» – «л» передают легкость полета. Кроме того, повторяющиеся согласные «ч», «р», «л», «н» имитируют крик ласточки перед грозой. Пруд – это символ человеческого Я. Глубины пруда – это стихия темного сознания человека. Вдохновение взрывает гладь пруда, проникает в тайны сознания.

В стихотворении 1891 г. «Ночь и я, мы оба дышим…» опять возникает мотив сосредоточенности на своем Я. Первая строфа – это внутренний монолог лирического героя. Вторая и третья строфы – это монолог фонтана. Лирический герой взволнован, одухотворен. Что могло взволновать его? Скорее всего, любовь, что подчеркнуто противопоставлением мужского и женского («ночь и я»). Лирический герой ощущает вдруг, что природа созвучна ему. Он услышал это в шуме воды фонтана. Вода – это символ времени, мысли. Здесь фонтан – аллегория тела, крови, мысли – всего человека. Существует какая-то сила, которая управляет человеком. Эта сила находится вне человека. Это стихотворение о том, что ничего нет вечного, все каждую секунду меняется, и в этом заключается тайна бытия.

Эти два стихотворения «Ласточки» и «Ночь и я», на наш взгляд, раскрывают мировоззрение Фета. Человек – это всего лишь малая часть общемировой судьбы. Как мал человек перед вечностью! Его жизнь – это миг творчества и вдохновения.

Фет, как и Тютчев, не был популярен среди современников. Он окажет большое влияние на таких поэтов, как К.Р. (Константин Романов), А.А. Блок, В.Я. Брюсов, Ф. Сологуб, И.А. Бунин.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 103