Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

"На заре ты ее не буди...": анализ стихотворения Фета

  • Статья
  • Еще по теме

Стихотворение «На заре ты её не буди...» часто воспринимается не столько как поэтический текст, сколько как песенное музыкальное произведение, потому что его строки словно текут и переливаются друг в друга. Эта особенность стихотворения была сразу замечена композиторами, и вскоре Алексеем Егоровичем Варламовым был написан романс на текст произведения. Что же делает это стихотворение таким выразительным и мелодичным?

Конечно, Фету удаётся создать лирическую историю влюблённой девушки, передать чувство, которое так хорошо знакомо каждому. Лирическая ситуация чрезвычайно проста: влюблённая девушка спит сладким сном поутру, она спит крепко, потому что почти всю ночь провела у окна, мечтая и думая о своём чувстве. Между тем в стихотворении два плана, мы поймём какие, если ответим на вопрос, почему в нём звучит фраза: «На заре ты её не буди». Очевидный, первый план стихотворения рассказывает о влюблённой девушке, просидевшей всю ночь у окна, и тогда эта фраза означает — «не надо её тревожить». Второй план скрывает глубокую мысль и человечную заботу — девушка погружена в сладкий сон любви, дайте ей насладиться чудесной иллюзией, пока суровая жизнь этот сон не прервёт.

Лирическая героиня Фета напоминает другую влюблённую героиню — Татьяну Ларину из романа «Евгений Онегин». Между ними обнаруживается и текстовое сходство, что наглядно показывает влияние Пушкина на последующую русскую поэзию. Сравним образ влюблённой Татьяны в главе третьей романа:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальный свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

Татьяна в темноте не спит… -

и строки стихотворения Фета:

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей...

Фет достигает необыкновенной выразительности в изображении девичьего чувства, хотя он и не произносит о любви ни одного слова.

Особый песенный строй стихотворения возникает благодаря найденному Фетом ритмическому принципу организации поэтического текста. Прежде всего нужно обратить внимание на стихотворный размер, характерный исключительно для мелодии стиха Фета, — сочетание песенного анапеста, переходящего в каждой строфе, кроме последней, в хорей.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

🔍 смотри также:
Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 4942