Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Владимир Соллогуб: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

В литературе конца 30—40-х гг. произведения Владимира Соллогуба занимают особое место. Близкое знакомство и непосредственное общение писателя с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Вяземским, Вл. Одоевским не прошло бесследно для его творчества, в котором стихи и талантливые водевили соседствовали с остроумными очерками петербургского быта, с повестями, проникнутыми сочувственным отношением к демократическим героям и написанным с большой художественной достоверностью.

«Лоскуток из вседневной жизни» — таков подзаголовок повести «Сережа» (1838), в которой автор раскрыл историю молодого человека из светской среды, волею случая заброшенного в провинцию. Сцена встречи «доброго барина» с крестьянами, иронически поданная писателем, кратковременный роман героя с провинциальной барышней Олимпиадой, былые светские похождения позволяют охарактеризовать Сережу как личность весьма заурядную, исполненную благих, но бесплодных порывов. Возвращая героя к привычным светским обязанностям, автор подчеркивает губительную власть подобного окружения для молодой души, выносит приговор обществу, где «...все то же да то же: ноги устали, сердце пусто, мыслей мало, чувства нет...».

В светской среде нет места верной, искренней любви, как нет места и настоящему искусству. Эту мысль писатель развивает в повести «История двух калош» (1839), посвященной трагическим судьбам воспитанницы княгини, сироты Генриетты, и ее возлюбленного — талантливого музыканта Шульца. Сочувственное отношение автора к этим героям, приподнято-романтическая манера повествования составляют своеобразие этого произведения, обратившего на себя внимание Белинского.

Положительно оценил великий критик и повесть «Большой свет» (1840), в которой Соллогуб изобразил представителей высшего общества. «Тщеславие — вот божество, которому поклоняется столичная толпа!» — замечал автор, рисуя мучительное крушение иллюзий своего героя — молодого армейского офицера Леонина, сначала стремящегося попасть в великосветские круги, а в конце концов бегущего от их лжи и лицемерия. В образе Леонина отражены некоторые черты поэта Лермонтова: «...светское его значение я изобразил под именем Леонина», — признавал и сам Соллогуб, не претендуя на более полное раскрытие личности поэта, что позволило двум писателям сохранить приятельские отношения после опубликования повести.

Другие лица, выведенные в произведении, — честолюбивая и кокетливая графиня Воротынская, ее славная, еще не испорченная светом, сестра — полуребенок Наденька, желчный скептик Сафьев, разочарованный аристократ князь Щетинин — также имели своих реальных прототипов, что придавало еще большую жизненность этой, по мнению Белинского, прекрасной повести.

О моральном превосходстве простых людей над представителями аристократии писатель говорит в повести «Аптекарша» (1841). Коротка исполненная внутреннего драматизма жизнь Шарлотты, безыскусственной и поэтичной в своей любви к барону Фиренгейму. Принадлежность к светскому обществу уродует и разрушает гармонию мыслей и чувств этого неплохого по задаткам человека. И насколько выше, человечнее, достойнее его в сложной создавшейся ситуации оказывается бывший университетский товарищ барона, ныне обыкновенный аптекарь, беззаветно преданный Шарлотте!

С годами писатель все серьезнее задумывается над судьбами Родины, размышляет о ее современном состоянии и путях развития. Этому посвящено его самое значительное произведение — повесть «Тарантас» (1840—1845), где отчетливо сказалась близость Соллогуба к идейным и художественным принципам «натуральной школы», к гоголевскому направлению литературы.

Глубокий интерес автора к наболевшим проблемам русской действительности, изображенной во всем разнообразии и противоречивости, определил форму произведения: путевые очерки, отражающие поездку почти через всю Центральную Россию двух помещиков. Один из них — восторженный славянофил Иван Васильевич, мечтающий о возвращении к глубокой русской старине и имеющий о жизни книжное представление; другой — его антипод Василий Иванович, человек весьма приземленных устремлений. У Ивана Васильевича «есть чувство, но нет воли», нет «силы осуществить внутреннее свое стремление». Недаром нетронутой остается его книга путевых впечатлений, а его попытка определить национальную сущность жизни Родины терпит крах. Пропасть, разделяющая этого барина и русского крестьянина, показана писателем в главе «Сельский праздник». Отношение автора к своему герою иронично. Добродушно подтрунивает писатель и над Василием Ивановичем, довольным всем окружающим и вечно подремывающим. В главах, где автор рисует дикие нравы и представления, господствовавшие в среде купцов и мещан, вскрывает должностные злоупотребления, бедственное положение мелких чиновников, его произведение обретает сатирические черты.

Правдивые зарисовки русского быта, безусловно, составляли сильную сторону произведения. Однако то, что автор считал незыблемыми самодержавие и крепостничество, утверждал: «любовь мужика к барину есть любовь врожденная и почти неизъяснимая», видел будущую Россию государством, управляемым просвещенной аристократией, свидетельствовало о сословной ограниченности взглядов, сужало возможности его сатиры. В этом смысле характерна заключительная глава — своеобразная утопия «Сон», где положительные идеалы автора, его взгляды на будущую Россию как на государство аристократическое выглядят наивно и беспомощно, особенно на фоне реальной жизни, убедительно воспроизведенной в предыдущих главах книги.

Повесть Соллогуба «Воспитанница» (1846) была посвящена Н. Гоголю. В основе ее сюжета — эпизод из воспоминаний странствующего актера. Это своего рода «провинциальный анекдот», необыкновенный случай, подтверждающий мысль писателя: «Вымысел никогда не достигнет странностей, которые иногда предоставляет нам жизнь». Воспитанница богатой графини сирота Наташа, внезапно потеряв свою покровительницу, осталась в нищете, однако она обрела призвание, став актрисой. Талант девушки незауряден, но она попадает в кабалу к директору труппы Ивану Кузьмичу, от которого мечтает избавиться. Ей это не удается, и события повести принимают трагический оборот.

В последней повести — «Старушка» (1850), как и в ранних произведениях, писатель противопоставляет душевно щедрых простых людей пресыщенным и нравственно ущербным представителям высшего света. С большой симпатией автор рассказывает о бедном чиновнике Иване Афанасьевиче и его милой, обаятельной дочери Настеньке. Лишенная внешнего блеска, их жизнь, однако, полна искренних чувств, подлинно человеческой привязанности. Случайно Настенька попадает в дом старой графини, где все фальшиво, как сама нарумяненная старуха. Окружающая обстановка, веками складывающиеся условности быта аристократии губительно сказались на любви бедной девушки и внука графини, молодого князя Андрея. Он слепо подчиняется «сословному долгу», ярой поборницей которого является его бабушка.

Гуманистические идеи писателя, правдивость и живой реализм лучших произведений Владимира Соллогуба вызывают к ним интерес и у читателей наших дней. Ведь эти его творения, по словам Белинского, «согреты теплым чувством любви и проникнуты благородством мысли».

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 857