Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский — один из самых ярких представителей народников. Человек одаренный, смелый, энергичный, жизнерадостный, он, по свидетельствам современников, пользовался огромной популярностью среди передовой молодежи, среди соратников по революционной борьбе. Судьба его была героической, трудной и необычной.

Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский родился на Украине в семье военного врача, учился в Петербурге в артиллерийском училище и в Лесном институте. С юности увлекался идеей служения народу, вошел в подпольный народнический кружок «чайковцев», изучал историю революционных движений, труды русских революционеров-демократов, французских социалистов-утопистов, «Капитал» К. Маркса.

Он был одним из зачинателей «хождения в народ». После ареста и побега эмигрировал, за границей участвовал в народном восстании против турецкого ига в Герцеговине, был в рядах итальянских повстанцев. Вернувшись в Петербург, Степняк-Кравчинский стал членом общества «Земля и воля», выпускал его газету, совершил один из первых, невероятно дерзких террористических актов, приведя в исполнение смертный приговор шефу жандармов Мезенцову. Мотивы этого покушения С. Кравчинский изложил в брошюре «Смерть за смерть». По настоянию друзей вновь эмигрировал, думая — ненадолго, а оказалось — навсегда.

Во многом расплывчатыми были идейные воззрения Сергея Михайловича Степняк-Кравчинского. Но неизменно с присущей ему нравственной чистотой, романтической устремленностью, чувством высокого долга он всего себя отдавал великому делу борьбы за освобождение народа.

Дружеские отношения связывали С. Кравчинского с Ф. Энгельсом, П. Лафаргом, П. Кропоткиным, Э. Маркс-Эвелинг, Г. Плехановым, Б. Шоу, О. Уайльдом, Э.-Л. Войнич, М. Твеном, Л. Мишель...

Первые произведения — пропагандистские сказки, статьи — С. Кравчинский писал еще в России; в эмиграции появились его основные труды. Здесь, по существу, началась упорная, напряженная литературная работа С. Кравчинского, которая стала выражением его революционных устремлений — политический борец и писатель слились в нем воедино.

Своими книгами Степняк-Кравчинский хотел ознакомить мировую общественность с русским революционным движением, его целями и задачами.

Изучив итальянский и английский языки в совершенстве, он многие произведения писал на этих языках, и лишь потом они переводились на родной — русский.

Первым, наиболее известным художественным произведением С. Кравчинского стал роман «Андрей Кожухов» (1889 г., первоначальное заглавие «Карьера нигилиста»), действие которого развертывается в 1878—1879 гг. Главный герой романа — Андрей Кожухов, человек деятельный, активный, твердый, верящий в конечное торжество благородных идей, беззаветно служащий революционному делу.

Динамично развивается сюжет романа, в начале которого мы видим Андрея, тайно возвращающегося в Россию из эмиграции. А далее — его полная опасностей нелегальная жизнь, пропагандистская работа, участие в окончившихся провалом попытках организовать побег арестованных товарищей, история его любви к пришедшей в организацию девушке Тане Репиной, наконец, его решение — «пойти на царя» и трагический финал — неудача покушения на Дворцовой площади.

В характере героя обнаруживаются многие черты самого Степняка-Кравчинского, описанные им события основаны на подлинных фактах, а в соратниках Андрея современники узнавали реальных участников «Земли и воли». Писатель стремился при этом раскрыть характеры, нравственный мир своих героев, «рельефнее выставить человеческие элементы в жизни революционера».

Его герои — террористы, но автор отнюдь не восхваляет их тактику. «...Я настолько же был далек от превознесения терроризма, как и от его порицания, — утверждает он. — Я только показал его — или, лучше сказать, дал ему показаться — таким, каков он есть на самом деле, предоставляя читателю самому произнести свой приговор». Этот приговор диктуется всем строем романа, логикой развития характера Андрея, его тяжкими душевными переживаниями накануне покушения, ощущением жертвенности, внутренней борьбой. Писатель подчеркивает вынужденность обращения к методам террора — тактике, ошибочность которой познавалась опытом.

Степняк-Кравчинский показал трагизм оторванности его героев от народа, их одиночество, обреченность. Но вместе с тем он отразил и обаяние этих людей, богатство их душевной жизни, преданность родине, высоким идеалам.

Роман С. Кравчинского связан с традициями русской литературы, прежде всего с романом Н. Чернышевского «Что делать?». Психологизм, лирические интонации сочетаются в нем с открытой публицистичностью, острой политической направленностью.

Сложна история публикации романа. Первоначально он был издан в Англии (на английском языке), затем, почти через десять лет, уже после смерти Степняка-Кравчинского, на русском языке в Женеве, откуда небольшими партиями переправлялся в Россию; только в 1905 г., но с огромными купюрами вышло его первое издание в России, а полностью здесь он был напечатан лишь в 1917 г. Сразу по выходе появился ряд восторженных откликов на роман в английской прессе. Он получил высокую оценку критиков, друзей и соратников С. Кравчинского (П. Кропоткин, B. Засулич), одобрительно отзывался о нем Л. Толстой. Роман этот еще в дореволюционные годы стал одной из любимых книг передовой русской молодежи, большевики использовали его в своей пропагандистской работе. Я. Свердлов взял себе партийной кличкой имя его героя — «товарищ Андрей».

Роман «Андрей Кожухов» тесно связан с написанной C. Кравчинским в 1881 —1882 гг. книгой «Подпольная Россия», отражающей историю русского революционного движения, различные типы революционеров, представляющей собою сплав художественности, мемуарности, публицистичности, историзма.

В обеих книгах основное внимание писатель уделяет проблеме — революция и нравственность, показывая высоту морального духа революционера, чистоту его помыслов. Таковы герои этих книг, с таким же человеком знакомится читатель повести «Домик на Волге» (1889). Это Владимир Муринов, бежавший из-под стражи и нашедший приют в уединенном домике семьи Прозоровых. Увлеченность Муринова революционной борьбой, его способность идти на любые жертвы, даже на гибель ради успеха дела, которому он посвятил свою жизнь, оказывают решающее влияние на судьбу юной Кати Прозоровой. Формирование ее характера, пробуждение мужества, духовный рост, приход в революцию — таков основной сюжетный стержень этой глубоко психологической и остросюжетной повести.

Перу Степняка-Кравчинского принадлежит также роман «Штундист Павел Руденко» (1892—1893), обличающий деспотизм русского самодержавия, лицемерие церкви, пьеса «Новообращенный» (1894), ряд статей, очерков, историко-публицистических работ (кроме уже упоминавшейся «Подпольной России» — «Россия под властью царей» (1885), «Русская грозовая туча» (1886), «Русское крестьянство» (1888), «Царь-чурбан и царь-цапля» (1895)).

Велика роль Степнняка-Кравчинского в русской литературе и в истории революционного движения. Он был поистине выдающейся личностью.

Примечательно, что А. Блок в первой главе поэмы «Возмездие», описывая собрание народовольцев, рисует встречу С. Перовской с С. Кравчинским — статным, мужественным человеком с «сурово-кротким» взглядом карих глаз.

Известен поставленный в дореволюционные годы по роману С. Кравчинского «Андрей Кожухов» фильм Я. Протазанова с И. Мозжухиным в заглавной роли.

Похороны этого замечательного русского революционера (он трагически погиб в Лондоне, попав под поезд при переходе железнодорожного пути) превратились в грандиозную демонстрацию прогрессивной общественности английской столицы. Здесь было произнесено много прощальных речей (П. Кропоткин, Э. Маркс и др.). С. Кравчинский был назван верным другом угнетенных всех национальностей.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 69