Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Петр Боборыкин: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Петр Дмитриевич Боборыкин вошел в историю русской литературы как представитель школы натурализма и последователь эстетической теории французского писателя Эмиля Золя. Литературное наследие Петра Боборыкина чрезвычайно велико, разнообразно и неравноценно в идейно-художественном отношении. Его многочисленные романы, повести, рассказы, пьесы, литературно-критические и публицистические статьи, театральные рецензии, фельетоны, мемуары могли бы занять 100 томов.

Широк круг интересов писателя. Он серьезно изучал в Казанском и Дерптском университетах юридические науки, физику, химию, медицину. Имел основательные знания по истории, социологии, философии, сценическому искусству, музыке. Широкую эрудицию писателя оценил редактор «Отечественных записок» Н. Некрасов, отправив его во Францию в качестве корреспондента журнала. Боборыкин с легкой руки Некрасова стал признанным иностранным корреспондентом ряда журналов и газет, материалы его отличались точностью и полнотой.

В свое время были широко известны теоретические исследования писателя — книги «Театральное искусство» и «Европейский роман в XIX столетии».

Многое из созданного им не выдержало испытания временем. Объяснить это можно, прежде всего, особенностями его идейной и творческой позиции. Еще современная Боборыкину критика справедливо отмечала как недостаток его «скоропись», стремление сразу же запечатлеть каждое новое жизненное явление и общественное течение. Романы и повести Петра Боборыкина представляют собой своеобразный беллетризированный протокол, своего рода репортерскую хронику, ведущуюся наблюдательным современником описываемых событий, начиная от 60-х гг. XIX в. до первого десятилетия XX в. В поле зрения писателя попадают различные социальные процессы, явления, проблемы — оскудение дворянства, рост буржуазии, идейные искания интеллигенции, борьба с голодом, воспитание юношества, зло проституции...

В повести «Долго ли?» (1875) Петр Боборыкин правдиво воспроизвел горестное положение русских литераторов-поденщиков в пореформенную эпоху. На последних страницах повести — описание похорон известного критика и поэта Аполлона Григорьева. Повесть «Поумнел» (1890) — о ренегатстве бывшего оппозиционера и правдоискателя богатого помещика Гаярина, отказавшегося от прошлых «заблуждений» и успешно делающего карьеру. Гаярову противопоставлена его жена Антонина Сергеевна, человек душевно чистый, сострадательный, глубоко переживающий перемену, происшедшую в любимом муже. Писатель приходит к выводу, что время — 80-е гг. — не дает поприща для осуществления высоких идеалов: возможны лишь «малые дела».

Лучшим в художественном наследии писателя советская критика признает роман «Китай-город» (1882), где Боборыкину удалось создать типические характеры и обстоятельства.

Китай-город — это деловое сердце Москвы второй половины XIX в., средоточие капиталов, торговли, место деловых встреч, ожесточенной конкуренции. С первых же страниц Петр Боборыкин вводит читателя в напряженную жизнь Китай-города, куда погружается с целью добиться «места под солнцем» молодой родовитый дворянин Андрей Палтусов. Умный, энергичный человек, Палтусов не хочет мириться с тем, что его сословие вытесняется из жизни крепнущим, богатеющим классом буржуазии. Палтусов разрабатывает план завоевания Китай-города, в его мечтах встает заманчивая картина: «Явится он, Палтусов, а за ним другой и третий — люди тонкие, культурные, все понимающие, и начнут прибирать к рукам этот купецкий „город“, доберутся до его кубышек, складов и амбаров, настроят дворцов и скупят у обанкротившихся купцов их дома, лавки, конторы». И для того, чтобы эта мечта осуществилась, Палтусов готов пойти «на выучку к Титам Титычам».

Чрезвычайно разнообразна выведенная Боборыкиным на страницы романа галерея представителей нового, европеизированного купечества, облачившегося вместо чуйки в модный фрак, прибравшего к рукам не только торговлю, но и промышленность, ворочающего миллионами. Палтусов знакомится со многими из них. Среди московских тузов — супруги Станицыны, Виктор Миронович, завсегдатай ресторанов, знаток злачных мест Москвы и Парижа, и Анна Серафимовна, волевая, умная женщина.

Деловую карьеру Палтусов начинает в качестве агента у прожектера Калакуцкого, берущего подряды на строительство. Крах Калакуцкого, его самоубийство не останавливают Палтусова — и в результате ему самому лишь чудом — и не без помощи полюбившей его Анны Серафимовны — удалось избежать суда и тюрьмы.

Стремясь к документальной точности, автор «Китай-города» воспроизводит отрицательные черты буржуазии: омерзительны и жалки «хозяева жизни» Станицын и Нетов. Будущее, по представлению писателя, принадлежит молодым героям романа — Тасе Долгушиной, умной, доброй, талантливой девушке, единственной опоре обнищавшей дворянской семьи, и сыну обанкротившегося купца Семену Рубцову, дельному, способному человеку, получившему образование за границей. Союз этих молодых людей, надеющихся только на свой ум и на свои руки, как бы знаменует для Боборыкина объединение лучших, нравственно здоровых сил общества.

Читатель «Китай-города», несомненно, оценит Петра Боборыкина и как знатока Москвы, ее быта, меткого наблюдателя. Читая роман, мы как бы проходим по улицам Москвы прошлого века, представляем, как выглядел в то время ее торговый центр и биржа, как праздновали москвичи университетский праздник «Татьянин день», посещаем Благородное собрание и бенефисный спектакль Малого театра, узнаем, как жило богатое купечество и обедневшее дворянство, какими блюдами славилась русская кухня.

Любовью к Москве проникнута и повесть «Проездом», в герое которой, помещике Стягине, оказавшемся в Москве «проездом», по дороге из Парижа в... Париж, просыпается чувство родины.

Романы и повести Петра Боборыкина воссоздают широкую панораму жизни. М. Горький говорил: «Я — верил ему, находя в его книгах богатый бытовой материал». А. Чехов отмечал, что романы Боборыкина дают «большой материал для изучения эпохи».

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 636