Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Орест Сомов: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Орест Сомов более известен как эстетик, переводчик и критик, чей трактат «О романтической поэзии» (1823) был своего рода программой русского романтизма декабристского направления. Член Вольного общества любителей российской словесности, Сомов сотрудничал во многих периодических изданиях 20—30-х гг., был близок с декабристами, А. Грибоедовым, А. Пушкиным, А. Дельвигом, позже — с Н. Гоголем. Он — участник альманаха Бестужева и Рылеева «Полярная звезда на 1823 г.». Для издававшейся ими же «Звездочки» (так был назван альманах на 1826 г., который так и не вышел из-за цензурных гонений) им написана «малороссийская быль» «Гайдамак». Сомов был арестован по делу декабристов, но освобожден как непричастный к тайному обществу.

Художественное творчество Ореста Сомова началось с историко-бытовых и фантастических произведений на «малороссийские» темы. Сомов — уроженец Харьковской губернии, получил образование в Харьковском университете. Он с большим интересом относился к украинским и русским повериям, преданиям, сказкам. Одно из первых его произведений — задуманная вслед за упомянутой «малороссийской былью» «Гайдамак» (1825) повесть того же названия, оставшаяся неоконченной. В ней раскрываются эпизоды из жизни Гаркуши, известного во второй половине XVIII в. благородного разбойника, предводителя крестьян, ловкого, находчивого покровителя слабых и угнетенных. Сочная бытопись, точность этнографических подробностей, метко схваченные национальные типы — таков фон произведения, характерный для литературы романтического направления. Одновременно с Сомовым к образу Гаркуши обращался в незавершенном романе и В. Нарежный.

Значительное место в творчестве Сомова-просветителя занимают фантастическо-бытовые произведения, известные как «малороссийские были и небылицы» и подписанные псевдонимом Порфирий Байский. Главное для романтика-Сомова — воссоздать в своих произведениях мир фольклора, народные поверия и мифологические представления. Так, герой повести «Юродивый» (1826), нищий бродяга Василь — носитель народно-этических идеалов правды и справедливости, пренебрегающий мирскими благами, воплощает в себе знакомый по народно-поэтическому творчеству мир калик перехожих.

В повестях 1829—1830 гг. «Русалка», «Оборотень», «Сказки о кладах» автор обращается к жизни, обычаям, нравам и творчеству простого народа. Опираясь на фольклорные источники, он создает свои произведения — то лирически-грустные, где фантастика переплетается с реальностью, то иронически-полемические, разоблачающие «страшные» рассказы об оборотнях, то пронизанные сильной и яркой бытописью, мягким юмором в обрисовке героев. В повестях, написанных по мотивам украинского фольклора, писатель выступает как один из предшественников Гоголя.

Сходство с героями и коллизиями гоголевского «Ивана Федоровича Шпоньки» ощутимо в бытовых повестях на темы дворянского поместного быта. Это «Сватовство» (1831) — о попытке женитьбы молодого поповича на девушке-дворянке, не состоявшейся из-за нелепых сословных предрассудков, разбивших судьбы любящих. «Роман в двух письмах» (1832) посвящен встрече в деревенской глуши столичного молодого человека и «уездной барышни» и, возможно, навеян чтением романа «Евгений Онегин». Повесть «Матушка и сынок» (1833)— о повседневной жизни семьи провинциальных дворян Вышеглядовых, проникнута юмором, а подчас и злой иронией, изобличающей ничтожность нравственных запросов и недостатки воспитания и образования представителей этой среды.

Даровитый прозаик Орест Сомов сыграл заметную роль в начальный период становления русской повести.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 765