Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Николай Златовратский: творчество писателя. Роман Златовратского "Устои. История одной деревни"

  • Статья
  • Еще по теме

Николай Николаевич Златовратский (1845—1911) из беллетристов-народников был наиболее типичным, «программным» писателем. Родился он во Владимире в семье чиновника, брат которого, А.П. Златовратский, был другом Н.А. Добролюбова. Не случайно сочинения Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина составили в юности ведущий круг его чтения.

По окончании гимназии (1864) Златовратский делал попытки получить высшее образование в Московском университете, а после этого в Петербургском Технологическом институте. Материальная нужда заставила поступить корректором в газету «Сын отечества» (1866). С этих пор началась его литературная деятельность. Он печатался в журналах «Отечественные записки», «Искра», «Будильник», в газете «Неделя». В его ранних обличительных очерках и рассказах из жизни пореформенной деревни «Падеж скота», «Провинциальные письма», «Деревенские шутники» заметно подражание Салтыкову-Щедрину. Эти сочинения даже подписывались псевдонимом Маленький Щедрин.

В начале 70-х годов Златовратский увлекается народническими идеями, нашедшими выражение в повести «Крестьяне-присяжные», опубликованной в «Отечественных записках» (1874—1875). Столкновение в судебных заседаниях интересов «благородных» лиц, ищущих в законе уловки для оправдания растратчиков, двоеженцев, взяточников, и крестьян, пытающихся отстаивать «правду-матку», составили содержание сцен, исполненных одновременно юмора и драматизма. Данью народнической идеологии явились в повести моменты идеализации крестьянской общины. С наибольшей яркостью этот сугубо народнический элемент выразился в очерках Златовратского «В артели» (1875), повести «Золотые сердца» (1877) и романе «Устои. История одной деревни» (1878—1883).

Роман Златовратского "Устои. История одной деревни"

С эпическим размахом рисует Николай Златовратский в романе судьбу крестьян, создавших свою малую общину — Волчий поселок — во главе с Мосеем Волком. Многочисленная родня Мосея, присоединившиеся к нему бедняки из родной деревни Дергачи, пришлые егерь Сатир Кривой, многодетная солдатка Сиклетея, философствующий пономарь Феотимыч, батрак Иван Забитый, Андрей Клоп пытаются жить на основе чистых человеческих отношений.

Вдумчивый писатель-реалист, знавший всю подноготную крестьянской жизни, показал, как новые пореформенные отношения разрушают общинную идиллию, резко разводят общинников по разные стороны имущественных прав. Старые устои не выдержали напористого и хищного натиска внука Мосея — Петра, который, послужив в Москве у купца, нажив деньгу и уверовав в могущество собственности, вернулся в Волчий поселок, заручился поддержкой своего отца Вонифатия, потребовал раздела владений с братьями, скупил ближайшие земли у помещиков и стал во всей округе самым сильным хозяином, сдавая мужикам землю в аренду. Мосей был прозван Волком из-за страсти к охоте, фамилия его внука Петра Волка оценивалась уже по иной моральной шкале. Однако волчья хватка Петра и его единодельцев Митродора Васильича, Макара Карпыча, Марка Маркыча, Силы Титыча находит, хотя и слабый, отпор в лице его сестры Ульяны, хранительницы устоев, объединившей правдолюбцев — ее братьев Вахромея и Архипа, мечтателя Филаретушки, фантазера Мина Афанасьича, Феклуши. Все они — «люди недоумения», поскольку свои беды наивно объясняют лишь забвением дедовских традиций, а Ульяна Мосевна спасения ищет в молитвах.

Сюжет романа включает также изображение представителей образованных слоев, действующих в условиях разрушения старых устоев. Один, как Пугаев, учивший Петра, находил, что не образованием, а лишь нравственным воспитанием можно улучшить крестьянский мир. Другие, как учительница Лиза Дрекалова, «правомерная народница», видевшая теневые стороны устоев, но не принимавшая морали Петра Волка, уверовали в существование силы, еще дремлющей в народе и нуждающейся в поддержке образованных людей. Можно полагать, что в этой «третьей правде», по мысли автора, заключено проявление в будущем коллективного духа в народе, связанного с возрождением общины, — но не в умирающем, патриархальном ее варианте, а в обогащенной опытом современной хозяйственной практике «умственного мужика», подчеркивание положительных черт которого (Петр Волк, Борис Пиман, Ефим) вполне вписывалось в авторскую концепцию народного характера. Именно так следовало бы толковать главу «Сон счастливого мужика», наполненную слащавой народнической патетикой. Зоркий реализм писателя, глубоко постигшего деревенскую жизнь, соединялся в романе с тенденциозными народническими представлениями о счастливом будущем общин-но-крестьянской России.

Во время работы над романом Златовратский публиковал рассказы «Авраам», «Деревенский король Лир» (1879), «Горе старого Кабана» (1880), очерковый цикл «Деревенские будни» (1879), редактировал народнические журналы «Русское богатство» (в 1880—1884) и «Устои» (1881—1882). Идеологические заблуждения Златовратского, как и других писателей-народников, ничуть не умаляли его искренней любви к народу и России.

Источник: История русской литературы 19 века. 70-90-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и др. - М.: Изд-во МГУ, 2001

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3722