Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Николай Помяловский: жизнь и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

В конце 50 — начале 60-х гг. прошлого века в русскую литературу влилось поколение писателей-разночинцев. К ним принадлежал и Николай Помяловский, сын дьячка кладбищенской церкви, «бурсак». О мучительных годах пребывания в бурсе — мужском духовном училище — писатель расскажет позже в своих широкоизвестных «Очерках бурсы». «Поганая бурса, — с горечью говорил он, — не дала нам никаких убеждений, вот теперь и добывай их, где хочешь». Только себе был обязан Николай Помяловский стремительным духовным развитием.

Огромное значение в творческой судьбе Помяловского имели статьи Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Будущий писатель стал усердным читателем «Современника», удивляясь и радуясь тому, что его мысли полностью совпадают с направлением этого журнала. В «Современник» принес он и свою первую большую повесть «Мещанское счастье» (1861). Редактор журнала Н. Некрасов сразу почувствовал незаурядное дарование Помяловского.

Приступая к «Мещанскому счастью», Николай Помяловский, по его словам, хотел «разъяснить отношения плебея к барину» и «описать жизнь обыкновенную, не романтическую». Герой произведения, Егор Иванович Молотов, сын петербургского слесаря, после смерти отца был воспитан добряком-профессором. Окончив курс в университете, он попадает в богатое имение, где исполняет различные деловые поручения хозяина. Конфликт повести намечен уже на первых ее страницах. «Егор Иванович Молотов, — пишет Помяловский, — думал о том, как хорошо жить помещику Аркадию Ивановичу на белом свете, жить в той деревне, где он, помещик, родился, при той реке, в том доме, под теми же липами, где протекло его детство». В повести часто повторяется этот мотив — нет и никогда не было тех лип, под которыми протекало детство Егора Ивановича.

Молодой разночинец вначале очаровывается любезным хозяином, его мягкостью, тактом, образованностью. Однако случайно подслушанный разговор открывает ему глаза. Егор Иванович понимает, что для просвещенного помещика такие, как он, без роду и племени, всегда будут людьми второго сорта, теми же слугами. «Как же я не разглядел ваши рожи?» — потрясенно спрашивает себя Молотов, навсегда оставляя Обросимовку и ее обитателей.

Расстается он и с влюбленной в него девушкой. Несостоявшийся роман Леночки и Молотова напоминает ситуацию, освещенную Чернышевским в статье «Русский человек на rendez-vous». Но, в отличие от Тургенева, Николай Помяловский переносит основной конфликт в социальную сферу (столкновение плебея и барина), как бы предваряя тем самым позже появившийся роман «Отцы и дети». Кроме того, Помяловский лишает своих героев поэтического, романтического ореола. Леночка оказывается самой обычной мелкопоместной барышней. Наивная, простодушная, малообразованная девушка лишена каких бы то ни было общественных запросов. «Снижен» и герой повести Молотов. Противопоставляя свою плебейскую гордость лицемерной любезности помещика Обросимова, он в то же время, по словам Д. Писарева, оказался «барином в отношении к Леночке, барином очень снисходительным и милостивым, но тем более не способным поставить кисейную девушку с собою на одну доску».

В конце повести Николай Помяловский на вопрос воображаемого читателя — так где же то счастье, которое было обещано в названии? — отвечает: счастье всегда впереди.

Вторая повесть Помяловского «Молотов» (1861) и рисует это обретенное Молотовым «мещанское счастье». В повести мы снова встречаемся с Молотовым, который прошел нелегкий путь нужды, разочарований, борьбы. Действие происходит в среде петербургского чиновничества, значительное внимание уделяет автор крепкому чиновничьему клану — семейству Дороговых. Здесь в твердых устоях и правилах воспитывается героиня повести Надя. Но новые веяния проникают и в тихий чиновничий мирок: Надя отказывается следовать родительской воле, уготовившей ей брак с богатым чиновником, и отдает свое сердце Молотову. Какое же счастье ждет их? В конце повести Молотов, исповедуясь Наде, рассказывает, как он, «мужик по происхождению», вынужден был бороться за свое место и смириться перед обстоятельствами. Молотов, оставив мечты об общественном поприще, пошел служить в департамент. Он добился благополучия, даже комфорта. Но Егор Иванович умен и не может не видеть ограниченности своего «счастья», иронически называемого им «благонравной чичиковщиной». И повесть кончается грустно: «Тут и конец мещанскому счастию. Эх, господа, что-то скучно...». Последняя фраза вызывает в памяти горькую иронию гоголевского финала «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» («Скучно на этом свете, господа!»).

В повестях «Мещанское счастье» и «Молотов» вырисовываются жизненные дороги двух других разночинцев, приятелей главного героя. Однокашник Молотова Андрей Негодящев с юных лет мечтает о чиновничьей карьере и становится законченным приспособленцем, беспринципным защитником существующих порядков, ловким чинушей, не гнушающимся никакими средствами для достижения своих целей. Художник Череванин — человек мысли, честного отношения к жизни. Но отсутствие положительной программы, дух отрицания всего и всех приводит его к разочарованию. Помяловский, по словам М. Горького, «талантливый и суровый реалист», отвергает все три пути — и жизнь ради карьеры (Негодящев), и «честную чичиковщину» (Молотов), и скептическое отрицание (Череванин). На вопрос — в чем же подлинное счастье разночинной интеллигенции — ответил уже не Помяловский, а Чернышевский в своем романе «Что делать?».

Николай Помяловский умер молодым, на 29-м году жизни, не завершив задуманного. Неоконченным остался его роман «Брат и сестра». Не дописал он и автобиографический цикл «Очерки бурсы». Рассказывая о загубленном, изуродованном бурсой детстве, о своей судьбе и судьбе своих товарищей, Помяловский сознательно ставил перед собой задачу — нанести удар по всей общественной системе, так как, по его словам, везде «в жизни та же бурса».

Но хотя творческий путь Помяловского был недолог, писатель оказал большое влияние на последующее развитие литературы. Чернышевский в период работы над романом «Что делать?» перечитывал Помяловского. По словам М. Горького, автор «Мещанского счастья» и «Молотова» «дал чеховских героев до Чехова». М. Горький особенно ценил Помяловского за то, что он «первый решительно восстал против старой, дворянской литературной церкви, первый решительно указал литераторам на необходимость изучать всех участников жизни».

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1223