Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский: жизнь и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский был человеком необычайно широких, разносторонних интересов. Известный в России инженер-изыскатель, смелый экспериментатор в сельском хозяйстве, отважный путешественник, Гарин-Михайловский стал писателем довольно поздно: первое произведение появилось в печати, когда его автору исполнилось сорок лет. Однако писать Михайловский начал еще в студенческие годы, им был написан трогательный рассказ о юноше, убивающем себя под звон пасхальных колоколов. Рассказ был отнесен в редакцию одного журнала и там забракован. Будущий писатель разорвал рукопись на клочки и дал себе слово никогда не браться за перо. К счастью, этого не случилось.

После окончания Института путей сообщения в 1878 г. для Николая Георгиевича Гарина-Михайловского началась напряженная трудовая деятельность. Во все, чем бы он ни занимался, он вкладывал весь талант, все силы. С тем же самозабвением, с которым строил он железные дороги, отдался Михайловский в 1883—1886 гг. рационализаторской хозяйственной деятельности в деревне. Купив имение, приобретя новейшую сельскохозяйственную технику, опираясь на последние достижения агрономической науки, он решил поднять благосостояние и культуру деревни, вернуть к земле обнищавших, вынужденных уходить в город крестьян, восстановить роль общины.

Планы эти рухнули: имение реформатора-одиночки пошло с молотка. Но дневник, который вел Михайловский во время смелого и бесперспективного эксперимента, лег в основу его очерков «Несколько лет в деревне». Рукопись этих очерков попала в Москву и вызвала большой интерес. Писатель К. Станюкович, один из тех, кто особенно заинтересовался произведением неизвестного автора, поехал к Михайловскому, а тот прочел ему отрывки из своего нового произведения — повести «Детство Темы». Станюкович с восторгом отозвался о ней — и горячие похвалы опытного писателя убедили Михайловского в необходимости серьезно отнестись к своему литературному творчеству. В 1892 г. появилась в печати повесть «Детство Темы», подписанная псевдонимом «Н. Гарин».

Гарин-Михайловский избежал ученичества, его дебют отличался глубиной замысла, мастерством исполнения. «Детству Темы» суждено было стать первой частью цикла повестей, которые М. Горький назвал «целой эпопеей». В 1893 г. была напечатана следующая часть — «Гимназисты», в 1895 г. — третья повесть — «Студенты». Смерть прервала работу писателя над последней, завершающей, книгой — «Инженеры».

Гарин-Михайловский как-то заметил: «В моей беллетристике выдуманных образов совсем нет: все взято прямо из жизни». Это замечание в полной мере относится к его тетралогии, части которой обычно называют автобиографическими повестями. Очень многое из своей жизни передал Гарин-Михайловский главному герою повестей — Артемию (Теме) Карташову.

Семья, гимназия, где учился мальчик, — во всем этом точно воспроизведены факты биографии самого Гарина-Михайловского. Да и этапы пути, которые проходит герой, внешне повторяют его жизнь (Артемий Карташов становится инженером-путейцем).

Однако неверно было бы видеть в Карташове точный портрет Гарина-Михайловского. Замысел писателя был гораздо шире: он хотел показать судьбы современной ему молодежи, раскрыть причины ее низкого нравственного развития, практической и теоретической беспомощности определенной ее части, искалеченной порочной системой семейного и школьного воспитания. Шаг за шагом, год за годом прослеживает писатель, как под влиянием окружающей среды искажается чистая природа ребенка, формируется безволие, взращивается бездумность. В первой части тетралогии сталкиваются две системы воспитания — отца, сурового генерала николаевской закваски, и матери, нежной, любящей, обороняющей сына от палочных мер отца. Но в дальнейшем и образ матери развенчивается. Она иными, более гибкими, способами стремится достичь того же, что и ее муж, — сделать из своего сына верного слугу отечества, опору своей семьи и своего сословия.

«Каторгой непередаваемых мелочей, называемых обучением ума и воспитанием души», окрестил писатель гимназию. Маленький Тема, жизнерадостный, смелый мальчик, попадает в гнетущую казарменную обстановку, где вся «педагогика» направлена на нивелировку, унижение человеческой личности, уничтожение индивидуальности. Тема не выдерживает испытания на нравственную прочность — под угрозами и страхом наказания он предает своего гимназического товарища. Это первое грехопадение ведет за собой дальнейшие срывы. И к тому моменту, как Артемий Карташов становится студентом, он утрачивает многое из того, чем щедро одарила его природа, становится безвольным, морально неустойчивым человеком, склонным оправдывать любые компромиссы. Но это отнюдь не мертвый духовно человек, он страдает от своих ошибок, мучается, стремится к иной жизни. В «Инженерах» Гарин-Михайловский выводит своего героя из тупика, дает в руки практическое дело, приоткрывает дорогу в «большую жизнь». Судьба Артемия Карташова раскрывается на широком фоне действительности конца 60—70-х гг. Писатель вводит в повествование многих героев, создает характеры различных представителей молодежи. С большой симпатией нарисованы те из них, которые связаны с революционным движением. Их он противопоставляет в повести «Студенты» «темным метаниям... забулдыги Артемия Карташова» (фраза из письма Гарина-Михайловского). Таковы Иванов, Моисеенко, сестра Карташова Маня, связавшие свою жизнь с революционным народничеством. Гарин-Михайловский не показал этих героев в «деле» — возможно, потому, что не разделял их программу. Но писатель восхищается силой духа, жаждой самопожертвования, цельностью этой молодежи.

В повести «Детство Темы» есть сцена, где описана смерть отца мальчика. Последними обращенными к мальчику словами умирающего были: «Если ты когда-нибудь пойдешь против царя, я прокляну тебя из гроба...». Сцена эта полностью соответствовала действительности: таково же было и завещание отца Гарина-Михайловского. Суровый николаевский служака не мог предполагать, что его сын, пройдя сложный путь идейных исканий, станет одним из основателей марксистской газеты «Самарский вестник», будет оказывать денежную поддержку большевистской партии.

За свою недолгую писательскую жизнь — с 1892 по 1906 г. — Гарин-Михайловский написал удивительно много. Кроме тетралогии, ему принадлежат яркие, достоверные очерки и рассказы из деревенской жизни, рассказы о детях, пьесы, очерки о совершенном им кругосветном путешествии, статьи и корреспонденции с боевых позиций в Маньчжурии во время русско-японской войны.

В написанном незадолго до смерти драматическом этюде «Подросток» писатель с большим сочувствием вывел представителей новой интеллигентской молодежи, читающих Маркса и «Манифест Коммунистической партии».

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1022