Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Николай Абрамович: биография и творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Абрамович Николай Яковлевич [псевд. Н. Кадмин; 29.10(10.11).1881, Таганрог — март 1922, Москва], критик, прозаик, поэт, публицист. Брат В. Я. Ленского. Из семьи бедняка-портного. Рано осиротев, воспитывался у дяди, строит, подрядчика.

Окончил 7 классов Таганрогской гимназии; «главный факт детского и юношеского чувствования — книга и неудержимая, почти болезненная страсть к ней и мечта с нею». С 15—16 лет печатал заметки из Таганрогского быта в газетах «Донская речь», «Приазовский край» и др. В 1899 опубликовал в газете «Таганрогский вестник» стихотворение «В бреду несбыточных мечтаний» (14 марта) и рассказ «На каменной лестнице» (14 мая). 

С начала 1900-х гг. — в Петербурге и Москве; сотрудничал в журналах: «Журнал для всех», «Жизнь», а также в «Ежемесячных сочинениях» и газете «Русская правда», «Новости дня». В 1909 издавал газету «Новый день», вскоре закрытую цензурой; в 1910—11 в газете «Студенческая жизнь» помещал регулярные обзоры современной литературы.

Взгляды Николая Абрамовича складывались, по его словам, в сопротивлении «страшному ощущению удушья» в общественной и духовной атмосфере России 1890-х гг., под влиянием культурной традиции Западной Европы: так, в проблематике его критических и публицистических статей угадывается пристрастное чтение Т. Р. Карлейля, Ф. Ницше, А. Бергсона.

В середине 1900-х гг. Абрамович стремился к сближению с символистами, которые, однако, воспринимали его как выразителя «массовидного» декадентства, «жалкого подражателя» [см., напр., рецензию А. Белого («Весы». 1907, № 7, с. 71) на изданный Абрамовичем совместно с Вл. Ленским альманах «Проталина» (СПб., 1907)]. Это сыграло свою роль в уходе Николая Яковлевича из символистских журналов и стало одним из импульсов последующей пристрастной критики им творчества символистов (главным образом Белого и B. Я. Брюсова). 

В ранних художественных опытах Николая Абрамовича (стихах и лирической прозе «Из книги ”0 горбатых"» — альманах «Проталина»; повесть «Пыльная дорога» — «Новая жизнь», 1911, № 12, любопытной обилием завуалированных автобиографических деталей, но стилистически несамостоятельной, представляющей собой смешение натуралистических и модернистских влияний) — психологическая драма «бессилия» личности, неспособной полностью осуществиться ни в творчестве, ни в «жизнестроительстве» по символистскому канону. 

В романе «Женщина на пути» (М., 1917) незначительный сюжет с «женоненавистнической» тенденцией выступает фоном для писательского автопортрета. (Николай Абрамович относит себя к «романтическому литературному типу», обреченному на «непрочтение», и заявляет исповедание «литературы как некоей религии», становящейся смыслом всей жизни). 

Романы «Демон наготы» (М., 1916) и «Игра» (М., 1917), написанные Абрамовичем в соавторстве с Ленским, несут в основном отпечаток писательской манеры последнего.

В статьях 2-й половины 1900-х гг. выработались ключевые понятия критики Абрамовича: «стихийность», под которой он подразумевал «чувство непосредственной действительности», и «рисунок» — совокупность приемов письма. Интересны его разборы типов «рисунка» у Л. Н. Андреева, М. П. Арцыбашева, О. Дымова, А. И. Куприна, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба и оценка их произведений с точки зрения верности избранному «рисунку», получавшему, таким образом, по воле критика, силу имманентного закона для писателя.

Николай Абрамович принадлежал к тем критикам начала века, которые излагали новые эстетические идеи, способствуя формированию общественного мнения о литературных явлениях и канонизации литературной репутаций. При этом он был намного сильнее в разборе отдельного литературного произведения, чем в истолковании целостного писательского пути.

Помимо постоянных занятий литературной критикой, на рубеже 1900—10-х гг. Николай Яковлевич Абрамович выпустил «очерк философской утопии Ф. Ницше» — «Человек будущего» (СПб., 1908), участвовал в альманахах и сборниках «Женщина» (в. 1—2, М., 1910), «Смерть» (СПб., 1910), «Грех» (М., 1911), «Сатанизм» (М., 1913). Написал исследование «Женщина и мир мужской культуры», отразившее антифеминизм в духе А. Стриндберга и О. Вейнингера и «очерки средневековья Италии и Лангедока» — «Философия убийства» (М., 1913), о возникновении инквизиции. 

Опубликованные монографии «Религия Толстого» и «Христос Достоевского» (обе — М., 1914), компилятивные, как и несколько других историко-литературных (например, «История русской поэзии», т. 1—2, М., 1914) и биографических (о М. Ю. Лермонтове, В. Гюго, Ч. Диккенсе) книг.

В 1917—18 Абрамович был редактором газеты «Свобода», написал публицистическую книгу «Падение династии. Темные силы и революция» (М., 1917). Последним его работам «Религия земли и духа» (М., 1918) и особенно «Современная лирика. Клюев. Кусиков. Ивнев. Шершеневич» (б.м., 1921) присущи экстатический тон, частые самоповторы, смысловая невнятица — свидетельство развивавшейся душевной болезни.

Источник: Русские писатели 1800 - 1917. Библиографический словарь. - М.: "Большая российская энциклопедия", 1992

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1594