Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Константин Михайлович Станюкович: жизнь и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Успех и признание современников и многих последующих поколений читателей К. М. Станюковичу принесли его знаменитые «Морские рассказы». Именно они, созданные уже в поздние годы жизни и деятельности писателя (1886—1902), как бы перевернули всю его писательскую судьбу, выдвинули автора в первые ряды русской литературы. В рассказах и небольших повестях, согретых искренностью чувств и глубокой человечностью, были созданы прекрасные образы матросов, жертвовавших собой во имя товарищества, во имя чести своего корабля и российского флота, и молодых офицеров, стремившихся хоть чем-нибудь облегчить ту каторжную жизнь, на которую обрекала простого человека военная служба в дореволюционной России. Писатель-реалист откровенно восхищается русскими моряками, их мужеством и бесстрашием, душевной широтой и непреклонностью.

Прогрессивное мировоззрение и гуманизм пронизывают все произведения Станюковича — статьи, очерки и романы. Последние менее известны широким кругам читателей, а между тем они не только занимательны благодаря острому и увлекательному сюжету, в них обстоятельно запечатлена картина идейной борьбы, которая определяла социальную жизнь России и творческую судьбу самого Станюковича. Будущему писателю, сыну русского адмирала, с детства была уготована карьера офицера флота. Но он предпочел полную нужды и лишений жизнь подвижника во имя служения народу. Получив блестящее образование в морском корпусе, имея уже опыт корабельной службы, приобретенный в трехгодичном кругосветном плавании, Константин Станюкович решился на дерзкий шаг — в чине лейтенанта вышел в отставку, что повлекло за собой гнев отца, разрыв с ним и потерю большого наследства.

Началась трудная, полная нужды и лишений жизнь. Константин Михайлович Станюкович был учителем в сельской школе, служил в управлении железной дороги и в обществе взаимного поземельного кредита, менял местожительство — Владимирская губерния, Ростов-на-Дону, Петербург. Печатался в эти годы он в петербургском журнале «Дело», где тогда сотрудничали Г. Успенский, П. Засодимский, Н. Шелгунов и другие видные русские писатели-демократы. Царское правительство признало его деятельность неблагонадежной, и в 1884 г. писатель на год заключается в Петропавловскую крепость, а затем на три года высылается в Томск. Но и в провинции Константин Станюкович продолжает неутомимо трудиться, став сотрудником «Сибирской газеты», где публикует статьи, очерки, сатирические стихи. Провинциальная жизнь, сельский быт, впечатления петербургской жизни дали Станюковичу обильный материал для развернутого эпического повествования.

Романы Станюковича отмечены серьезностью и глубиной содержания, откровенной публицистичностью, иногда даже памфлетностью, четким разграничением персонажей — людей 80—90-х гг. — на два противостоящих друг другу лагеря. В одном — буржуазные дельцы, карьеристы-чиновники, приспособленцы от науки, холодные, расчетливые эгоисты, способные на любую подлость во имя достижения своих целей, женщины, продающие себя ради роскоши. В другом — интеллигенты, бескорыстно служащие народу, бедные, но гордые молодые девушки, живущие своим трудом, люди из различных слоев общества, жадно ищущие смысл жизни, готовые на подвиг и самоотречение.

Своеобразным обаянием наделен герой романа «Без исхода» (1873) — Глеб Черемисов, сын мелкого провинциального чиновника, умный, обладающий блестящими способностями молодой человек, выпускник Петербургского университета 60-х гг. Ни ссылка за проявление недозволенного вольнолюбия, ни беспросветная нужда не могут заставить его изменить идеалам юности. Трагическая безысходность героя романа обнаруживается тогда, когда волей случая он попадает в один из южных городов России — Грязнополье, где владелец большого завода Стрекалов предлагает ему место домашнего учителя. Здесь-то и развивается основное действие романа. Узкий круг семейного быта преуспевающего промышленника сковывает активную натуру Черемисова; не приносит ему счастья и самоотверженная любовь прекрасной девушки Ольги, дочери Стрекалова. Жажда общественно полезной деятельности сближает молодого человека с рабочими, что предосудительно с точки зрения местного начальства, которое вершит беспощадную расправу над героем романа.

Мир развивающегося капитализма был нравственно чужд писателю. Он внимательно присматривался к процессу сближения сановного дворянства и высшей чиновной бюрократии с буржуазными дельцами и банковскими воротилами, видя в этом проявление морального распада правящих верхов. В романе «Наши нравы» (1879) важный петербургский чиновник, дворянин, род которого идет «от Рюриковичей», Сергей Александрович Кривский, чтобы избежать разорения, роднится с «мужиком», «выскочкой», буржуазным дельцом Саввой Леонтьевым, женив на его дочери Евдокии своего старшего сына Бориса. Сергей Александрович Кривский, не умеющий приспосабливаться к новым обстоятельствам, гордо и одиноко несет свои страдания, став свидетелем развращенности нравов своих близких. Мелки и ничтожны дети Кривского: Борис — расчетливый и холодный карьерист, Шурка — беспринципный человек, совершивший преступление для покрытия долгов. И в мире, где они вращаются, правят расчет, бессердечие, обман, шантаж, душевная низость. Здесь нет места тем, кто еще не утратил своего человеческого достоинства, как, например, умная и чуткая Евдокия, недовольная своей бесцельной жизнью. Однако жажда полезной деятельности оборачивается для нее трагически: она гибнет от тифа вдали от родины во время войны, куда отправилась сестрой милосердия.

Роман «В мутной воде» Станюковича (1879) написан под впечатлением событий русско-турецкой войны. Действие его происходит в 1877 г. В поле зрения автора русская буржуазия и чиновничество, прикрывавшиеся фразами об «освободительной войне» и наживавшие капиталы, в то время как солдаты и офицеры гибли на поле сражения из-за бездарности военного руководства и воровства интендантских чиновников.

Деньги — главный жизненный стимул персонажей романа. «Игроки наживы», люди без чести, совести, они «меряют нравственность успехом», как пишет в предсмертном письме запутавшийся авантюрист Борский. Бесконечные жульнические махинации и, наконец, полный крах и самоубийство — такова несложная канва жизни этого умного человека, когда-то готовившегося к честной общественной деятельности. Под стать ему Башутин, составивший подложное завещание, и его возлюбленная, молодая вдова Варвара Николаевна, продающая себя богатому старику.

На этом фоне беззастенчивого мошенничества и лжи выделяются люди, с честью выдержавшие испытания судьбы. Такова девушка из дворянской семьи Елена, выданная против ее воли замуж за Борского, и любящий ее молодой офицер Венецкий.

События романа «Два брата» (1880) происходят в деревне Залесье и касаются судеб двух братьев, Николая и Василия. Их отец, небогатый дворянин Иван Андреевич Вязников, воспитывал сыновей в духе гуманности и высоких идеалов, которым он, человек 40-х гг., остался верен и в 70-е гг. Но семена воспитания дали непохожие всходы. Для энергичного молодого адвоката Николая Вязникова вольнодумство стало удобной маской для прикрытия карьеристских устремлений, цинизма и оправдания предательства беззаветно любящей его женщины. А в робком, душевно мягком Васе, порой кажущемся наивным и даже нелепым, в трудную минуту обнаруживаются непреклонная убежденность, несгибаемая внутренняя сила. И хотя Василий Вязников бессилен что-либо изменить и гибнет, чистота его помыслов сохраняет притягательность и в какой-то мере противостоит социальному злу. Интересен образ профессионального революционера Прокофьева-Мирзоева, деятельность которого автор показал с большим сочувствием.

В 1893—1894 гг. К. М. Станюкович написал роман «Откровенные». «Все мы российские честолюбивцы, по правде говоря, довольно-таки откровенно беспринципные люди...» — высказывает основную мысль романа один из его персонажей, видный чиновник Степан Ильич Павлищев. Однако успеха по службе ему, поддавшемуся карьеристским и честолюбивым устремлениям, не удается добиться, потому что он человек с сердцем. Мир его интимных переживаний сложен. В годы молодости, прошедшей в провинции, Павлищев горячо полюбил Марью Евграфовну, а потом уехал в Петербург, оставив ее с двумя детьми. Спустя много лет они встречаются вновь, всепрощающая любовь женщины возвращает Павлищеву счастье.

Писатель был встревожен тем, что тлетворное влияние правящих верхов коснулось всех слоев русского общества. Ученый мир, интеллигенция стали объектом пристального внимания автора в романе «Жрецы» (1897). Злобная зависть руководит «жрецом науки» Аристархом Яковлевичем Найденовым, растерявшим свои вольнолюбивые идеалы в постоянном приспособлении к обстоятельствам. Он завидует более молодому ученому, профессору Николаю Сергеевичу Заречному. Но и Заречный не властитель умов молодежи. Радикальные мысли, высказанные им на лекциях, это только желание популярности, дешевая игра, которую скоро распознает молодежь. Сюжетную канву романа составляет история появления в реакционной газете пасквильной статьи, написанной доцентом Перелесовым при содействии Найденова.

В 1898—1899 гг. К. М. Станюкович пишет свой последний роман «Равнодушные», как бы сконцентрировав в нем все те проблемы, которые его всегда волновали.

«Равнодушные к позору... Да и мало ли у нас равнодушных даже среди неглупых людей, ко всему, кроме карьеры и наживы. И я был чиновником, пока не прозрел» — эти слова принадлежат одному из главных героев романа, директору департамента Никодимцеву, человеку порядочному и деятельному, который не мог долго существовать в среде сильных мира сего. Эту среду автор подвергает гневному и страстному разоблачению, показывая ее моральную нечистоплотность, самодовольство, наглый чиновничий карьеризм (Гобзин), пустоту и бессердечность (Тина), сытый практицизм (члены семьи чиновника Ордынцева).

Среди героев романа особенно выделяется своей готовностью служить народу студент Скурагин, в котором автор видит подлинного рыцаря духа, горящего, как факел, среди мрака пошлости и человеконенавистничества, ту нравственную силу, что может в грядущем оздоровить социальную жизнь России.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1002