Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

"Князь Серебряный": анализ романа Толстого А.К.

  • Статья
  • Еще по теме

Интерес Алексея Толстого к русской старине отразился во многих его стихотворениях, балладах, драматической трилогии и в его романе «Князь Серебряный», написанном в 1861 г. Воссоздавая в нем картины далекого прошлого, Толстой откликался на политические события современной ему России.

В далекой эпохе Грозного, в личности самого Ивана IV Алексей Толстой искал истоки современности. Он дал подзаголовок своему произведению — «Повесть времен Иоанна Грозного» и замечал, что его «рассказ имеет целью не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи». И на фоне жизни эпохи он стремился раскрыть трагедию того времени — пассивность одних и раболепство других перед произволом опричнины и перед непостижимой нормальным человеческим разумом жестокостью царя. Но не столько сам Иван IV, сколько его окружение вызывает гнев автора. Эта мысль как бы вводит читателя в роман — она отражена и в эпиграфе, взятом из римского историка Тацита, и в авторском предисловии к «Князю Серебряному».

Толстой передает тяжкую атмосферу всеобщей подавленности и бессилия перед гнетом тирана; страстно, с гражданским пафосом он утверждает несовместимость высокого предназначения человека с деспотизмом. Мысли писателя о непреклонности борьбы со злом, сочувствии человеческим бедам, любви к родине, торжестве правды и справедливости, верности в дружбе и любви воплощены в романе в образе главного героя — князя Никиты Романовича Серебряного. Автор наделяет его лучшими чертами русского характера, как он его понимает, — храбростью, честностью, правдивостью, прямотой.

В своей работе Алексей Толстой опирался на «Историю государства Российского» Н. Карамзина, к ней восходят и пушкинский «Борис Годунов», и подавляющее большинство произведений русской исторической беллетристики 30—50-х гг. XIX в. Наиболее ярок в романе характер самого царя Ивана IV — многогранный, сложный и противоречивый. Царь энергичен, от природы наделен необычайной волей, впечатлительностью и страстностью, у него государственный ум и редкая проницательность, но коварство, жестокость и, главное, сознание своей непогрешимости делают его образ отвратительным, перечеркивают все присущие ему как государственному деятелю положительные черты. Писатель убежден, что такое зло, которое процветало в правление Ивана IV, не может существовать вечно и что в самой деятельности царя уже заложено зерно саморазрушения.

Но в романе преобладают грустные мотивы: любимые герои Толстого, представители старинного боярства, такие, как Дружина Андреевич Морозов или сам Серебряный, бессильны побороть зло; они могут гордо погибнуть, однако изменить ничего не могут.

В стиле романа сочетаются и реалистические, и романтические элементы, но как художник Толстой наиболее силен в реалистических картинах. Он мастерски изображает бытовые подробности эпохи — сочно, ярко описывает утварь, одежду, оружие Руси того времени, рисует красочные подробности царского пира, приметы старой Москвы и ее окрестностей. Роман связан с фольклором, в нем использованы народные песни и предания, важную роль играют поэтические описания природы, лирические отступления, в которых как бы слышится живой голос автора.

Современная Толстому критика отрицательно отнеслась к роману, но у читателя он сразу завоевал популярность. И в наши дни нас волнует благородная позиция автора, страстность его голоса в защиту попранного человеческого достоинства, суровый его приговор деспотизму, раболепству, лицемерию; покоряет мужество и почти детское простодушие главного героя, увлекает острая, занимательная интрига романа «Князь Серебряный».

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1069