Иван Лажечников: обзор творчества писателя
«Русским Вальтером Скоттом» называли современники автора широко популярных в свое время исторических романов Ивана Лажечникова, чьи лучшие произведения до сих пор привлекают внимание читателей. Еще А. Пушкин, говоря о романе «Ледяной дом», пророчески отметил: «Поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык». Высоко ценил творчество Лажечникова В. Белинский, называя его «первым русским романистом». Склонность к сочинительству рано пробудилась в Лажечникове, с детства полюбившем литературу, постоянно и много читавшем. Отечественная война 1812 г. всколыхнула патриотическое сознание юноши, вступившего в ряды защитников родины. Впечатления от военных действий 1813—1815 гг. легли в основу его «Походных записок русского офицера» (отдельное издание—1820). Подлинное признание принес ему роман «Последний Новик...» (1831—1833). «Последний Новик...»Содержание романа «Последний Новик...» связано с Северной войной против шведов, с борьбой Петра I за необходимый для России выход к берегам Балтийского моря. Прогрессивная деятельность Петра I, выступающего в романе убежденным патриотом, поборником просвещения, мудрым правителем, справедливым в обращении с подданными, раскрыта автором с глубоким проникновением в историю. Действие романа развертывается в Лифляндии (Латвии), во время похода русской армии под командованием Шереметева. Герой произведения — таинственный и романтичный Владимир, начавший, как все боярские или дворянские дети, службу при дворе в звании Новика, т. е. пажа, получил от царевны Софьи, души в нем не чаявшей, прозвище Последний Новик, выделявшее его среди других. Необыкновенная судьба этого человека, ставшего изгнанником Родины, покушавшегося в свое время на жизнь Петра I, но позже раскаявшегося и помогающего русским войскам одерживать победы над шведами, составляет сюжетную канву романа. Причудливый ход интриги требует напряженного внимания читателя, а достоверность исторического и местного колорита, основанная на внимательном изучении фактов и материалов, превосходные описания быта и нравов прибалтийских дворян, яркие характеры действующих лиц придают произведению особую увлекательность. «Чувство, господствующее в моем романе, есть любовь к отчизне», — пишет Лажечников в первой главе. Это чувство не только движет главными героями «Последнего Новика...» — Петром I, Владимиром, Паткулем, но насыщает жизнь и таких второстепенных персонажей, как князь Вадбольский, Мурзенко, Кропотов. Этим благородным характерам близки и рыцари чести братья Траутфеттеры, и ревнители просвещения: пастор Глик, ученый Бир, врач Блументрост. Они противопоставлены в романе тщеславной и пустой «дипломатке» — баронессе Зегевольд, преступному барону-ростовщику Фюренгофу. Писатель в известной мере идеализирует образы Петра I, будущей императрицы Екатерины I, допускает некоторые исторические неточности. «Ледяной дом»Наибольшую известность получил роман Лажечникова «Ледяной дом» (1835), названный Белинским одним из самых замечательных явлений в русской литературе. Живость изложения, драматическая напряженность действия, занимательность сюжета и вольнолюбивый, патриотический дух романа объясняют его заслуженный успех. Мрачная пора бироновщины, гнетущая атмосфера конца царствования Анны Иоанновны с большой художественной убедительностью воссозданы писателем. Это и бездумно веселящаяся придворная толпа, расточительные и пустые развлечения царицы, по прихоти которой в лютые морозы строится ледяной дом и в нем празднуется «женитьба» шута Голицына, и ледяная статуя украинца, замученного палачами по приказу Бирона, — потрясающий душу пример жестокости временщика. Центральные фигуры романа — благородный патриот Волынский, смело вступивший в борьбу с Бироном, и прекрасная княжна Мариорица — предмет романтической страсти Волынского. Любовная интрига произведения причудливо переплетается с мотивами столкновений политического характера, а роковые стечения обстоятельств придают особый драматизм развертывающимся событиям. Противоречив характер Волынского. По словам Белинского, он — «человек глубокий, могучий духом, пламенный патриот, душа чистая, благородная, но легкий, ветреный; тонкий политик и мальчик, не умеющий совладать с самим собою, государственный муж — и волокита, гуляка праздный. Соединение таких противоположностей очень возможно». «Лучшим лицом романа» великий критик справедливо признал Мариорицу, дитя пламенного юга, дочь цыганки. Самоотверженна любовь Мариорицы, жертвующей жизнью ради спасения дорогого ей человека. И хотя напрасна эта жертва, она не может не вызвать сочувствия, как и трагический образ казненного Волынского. В его трактовке автор близок писателям-декабристам, в частности Рылееву. Глубокий гуманизм пронизывает роман Лажечникова, рисующего картины деспотизма и издевательств бироновских приспешников над личностью человека. Образ ледяного дома приобретает символическое значение — вся Россия кажется скованной, словно льдом, ужасами бироновщины, страдающей под холодным гнетом для потехи горстки людей, стоящих у власти. Социальная острота произведения вызывала неоднократные придирки цензуры. «Басурман»В третьем романе Лажечникова — «Басурман» (1838) — нашла отражение бурная, насыщенная событиями эпоха конца XV в. — время правления московского князя Ивана III. Автор «Басурмана» осуждает тиранию, защищает человеческое достоинство, культуру и просвещение. Именно деспотизм Ивана III приводит к ранней смерти княжича Дмитрия, трагически вершит судьбу великого зодчего Фиоравенти, губит талантливого молодого врача Антона Эренштейна. Этот лекарь-иноземец, «басурман», воспитанный в духе гуманизма Возрождения, — главный герой романа. Его бескорыстное стремление принести пользу русскому народу, в котором он угадывает многие положительные черты национального характера, постепенно разрушает стену отчуждения между ним и окружающими его людьми. Старый боярин Образец, его сын Хабар, дочь Анастасия, князь Холмский и другие персонажи произведения все больше сближаются с Антоном, хотя это подчас стоит им мучительных и долгих раздумий. Образ самого Антона окружен романтическим ореолом, а зачастую откровенно идеализирован. Романтическими чертами наделен и его друг — зодчий Фиоравенти. В сентиментальных тонах рисует писатель взаимоотношения Антона и Анастасии. Автора отличают глубокий патриотизм, преданность идеалам прогрессивного развития Родины, человечность, искренность, подлинное мастерство. В истории кино известны две экранизации наиболее популярного романа писателя «Ледяной дом» (1915 и 1928). Режиссер последнего фильма — К. Эггерт, в ролях заняты Вера Малиновская (Мариорица), А. Файт (Гроснот) и др. На сюжет этого произведения написана опера «Ледяной дом» А. Корещенко (1900). Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1547
| |