Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Григорий Данилевский: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Григорий Петрович Данилевский известен в наши дни, главным образом, как автор исторических романов. Он родился и провел детство в семье украинских помещиков и на всю жизнь сохранил сыновнюю привязанность к Украине, к ее обычаям, языку и литературе. Еще будучи студентом Петербургского университета, Данилевский стал выступать в печати со стихотворениями и статьями. Арест и почти трехмесячное заключение в Петропавловскую крепость по делу петрашевцев прервали его учебу в университете. Позже он служил в департаменте народного просвещения, занимался литературной деятельностью, постоянно расширял круг литературных связей и знакомств, но полностью отошел от политических интересов времени. Данилевский общался с Гоголем, Тургеневым, Островским, Гончаровым, Некрасовым и многими другими русскими писателями, глубоко вникал в проблемы развития русской и украинской литературы.

Писатель сотрудничал в журналах самых различных направлений: в «Москвитянине», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках», «Современнике». В 1858 г. он вышел в отставку и уехал на Украину, где всецело отдался литературной деятельности, сочетая ее с работой депутата Харьковского комитета по улучшению быта крепостных крестьян. Поездки по деревням и селам, близкое знакомство с условиями жизни крестьян, нравами их владельцев обогатили его творческий опыт, привели к созданию романа «Беглые в Новороссии» (1859), опубликованного из-за задержки цензурой лишь в 1862 г.

«Беглые в Новороссии»

Действие романа развертывается на южной степной окраине страны, на просторах малозаселенных плодородных степей. Сюда бегут от крепостной неволи крестьяне, здесь мечтают быстро обогатиться дельцы-предприниматели. Жажда наживы влечет к рискованным спекуляциям и бывшего полковника Панчуковского, и немецкого колониста Шульцвейна, и купца Шутовкина, и учителя Михайлова, и священника Павладия. Эти деловые люди не стесняются в средствах, безжалостно закабаляя «белых негров» — батраков, в которых превращаются сменившие один гнет другим беглые крепостные. Среди последних особую роль в романе играют бывший лакей, гуляка и прожигатель жизни Милороденко и его товарищ, флегматичный, трудолюбивый Левенчук, стремящийся заработать хоть немного денег, чтобы создать семью.

Любовь Левенчука к воспитаннице отца Павладия, красавице Оксане, наглое похищение девушки сластолюбивым Панчуковским и борьба за ее освобождение составляют основную сюжетную линию произведения. Действие романа развертывается динамично и остро. Яркий, характерный язык, образный и меткий в диалогах, лиричный в описаниях южной природы Новороссии, говорит о близости автора к реалистическим традициям литературных предшественников, русских и украинских классиков, хотя зачастую он явно увлекается необычными, авантюрными ситуациями. Здесь и дерзкие ограбления, и похищения женщин, и рискованные побеги, спекуляции, преследования, убийства, аферы.

«Воля»

В следующем романе Григория Данилевского «Воля» (1863) авантюрный элемент значительно ослаблен, хотя произведение от этого не становится менее интересным. На фоне мастерски выписанного пейзажа Приволжья Данилевский рисует картину нравов дореформенного общества. Тяжба генерала Рубашкина с помещицей Перебоченской и волнения крепостных по поводу крестьянской реформы составляют основные линии развития сюжета. Борьба между уездными властями, поддерживающими незаконные действия Перебоченской, и губернскими чиновниками, лишь за крупную взятку восстанавливающими «законный порядок», дает автору богатый материал для обличения бюрократии и дворянства. Образы губернского советника Тарханларова, помещицы Перебоченской, ради наживы не гнушающейся никакими средствами, и других персонажей романа исполнены едкого сарказма. Писатель постоянно подчеркивает вырождение дворянства, изображая характеры и князя Мангушко, всю жизнь прожившего за границей и вернувшегося в Россию из-за боязни потерять доходы в связи с реформой, и генерала Рубашкина, возмечтавшего на склоне лет найти гармонию жизни в трудах по благоустройству собственного поместья, но после ряда неудач бегущего из провинции в привычный петербургский департамент. Им противостоят в романе яркие и мужественные образы крепостных, прежде всего — Ильи Танцуры. Поверив слухам о воле и земле, которую якобы обещают крестьянам, он возвратился из бегов в родные края. Незаурядный человек, трудолюбивый, грамотный, честный, преданно любящий свою нареченную Настю, Илья чувствует всю грабительскую сущность объявленной реформы, по-своему объясняя ее неполноту тем, что господа вырвали «из царской воли» главные листы и утаили их от крестьян. Восстание крестьян во главе с Ильей против помещиков и местных властей завершает роман, давая жизненно-правдивую картину справедливого возмущения бывших крепостных «куцей» реформой, показывая неизбежность решения аграрной проблемы с помощью оружия. Развитие восстания и его трагический исход изображены Данилевским с большим художественным мастерством и явной симпатией автора к крестьянам.

В последующих романах — «Новые места», «Девятый вал» — Григорий Данилевский уже не стремится так остро отразить социальные противоречия, а лишь пытается обличить дворянство. С середины 70-х гг. он полностью переключается на исторические темы, окончательно уходя от актуальных вопросов своего времени.

«Мирович»

Первым крупным его историческим романом явился «Мирович» (1879), действие которого развертывалось в пору царствования Екатерины II. Тщательное изучение официальных документов эпохи, изданных и неопубликованных частных материалов — записок, дневников, воспоминаний, писем, преданий, — подробное знакомство с архивом Шлиссельбургской крепости и бумагами об архангельских ссыльных, личные поездки по описанным в книге местам дали писателю возможность слить художественный вымысел с исследованием историка, воспроизвести прошлое достоверно и убедительно. Увлекательная по замыслу и технике исполнения интрига, мастерское воссоздание образов реальных лиц — Михаила Ломоносова, Екатерины II и ее фаворитов братьев Орловых, а также ловкого авантюриста Кирилла Разумовского и других, прекрасное знание быта прошедших времен обеспечили роману успех. Психологически правдиво запечатлен автором исключительный характер «царственного узника», вынужденного прожить в темнице всю свою жизнь от колыбели до могилы. Главный герой романа — пылкий, необузданный офицер Мирович — возмущен жестокостью судьбы Иоанна Антоновича, но попытка освободить заключенного лишь еще более драматизирует действие. Роман Мировича с гордой и своенравной Поликсеной позволяет полнее раскрыть нравы той эпохи.

Хотя роман «Мирович», сначала называвшийся «Царственный узник», был закончен в 1875 г., но увидел свет только через пять лет, так как был вырезан цензурой из журнала «Вестник Европы». Лучшие сцены отражены художниками Буровым («Свидание Петра III с Иоанном Антоновичем» и «Посещение Екатериною II Ломоносова») и Творожниковым («Кончина царственного узника»). Роман был хорошо принят читающей публикой и критикой и тогда же переведен на ряд европейских языков.

«Княжна Тараканова»

После ряда исторических повестей Данилевский написал роман «Княжна Тараканова» (1883), в котором по-своему, оригинально переложил исторический материал о загадочной авантюристке, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшей на русский престол. Коварство Алексея Орлова, отстаивавшего интересы Екатерины II и обманом привезшего княжну Тараканову в Россию, где она была заключена в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, раскрыто писателем психологически убедительно. Дневник офицера морской службы Концова, включенный в повествование, придает ему хроникально-документальный характер. Образы Концова, человека мужественного и чистого, и его невесты — твердой духом Ирины, история их трагической любви вызывают глубокое сочувствие у читателя. Привлекают внимание и описания жгучей, нежной красоты Италии и сырого, мрачного Петербурга, с его наводнениями, несущими гибель всему живому.

«Сожженная Москва»

Лучший из романов Григория Данилевского — «Сожженная Москва» (1886) — посвящен Отечественной войне 1812 г. Грозное время наполеоновского нашествия воссоздано здесь с эпической широтой и многокрасочностью. Размеренный бытовой уклад богатого московского дома княгини Шелешпанской, нарушенный вторжением врагов, судьбы людей, искалеченные войной, патриотический подъем, охвативший все слои тогдашнего общества, выведены автором с большим художественным мастерством. Задушевно и ярко написаны сцены, в которых действующим лицом выступает народ — дворовые, крестьяне, солдаты. Замечателен тип женщины — героини войны Авроры, с оружием в руках борющейся против захватчиков. Ее полная драматизма судьба, как и участь жениха Авроры — офицера Перовского, испытавшего плен и видевшего ужасающие московские пожары, бесчеловечность французских мародеров, злобное зверство маршала Даву и другие страшные эпизоды нашествия — в центре повествования. Грандиозная картина горящей Москвы показана и глазами другого героя романа — Ильи Тропинина, случайно задержавшегося в городе и также пережившего немало тяжелых дней. Реалистично рисует автор фигуры исторических деятелей — Кутузова, Наполеона, партизана Фигнера и др. Он подчеркивает обреченность французской армии, против которой единодушно восстал весь русский народ. Позорному бегству Наполеона и его войска, гибнущего от голода и страшной стужи, Григорий Петрович Данилевский противопоставляет возрождение разрушенной и сожженной Москвы, то, как «разоренное семисотлетнее гнездо, мало-помалу, собирая своих разлетевшихся обитателей, опять ладилось, чистилось, прибиралось и оживало к новой долголетней, беспечной, мирной жизни».

Патриотический дух исторических романов писателя, его сочувствие тем, кто страдает, стремление к справедливости, виртуозное владение богатейшим историческим материалом, занимательность сюжета, простота и выразительность языка позволяют творениям Данилевского сохранить и по сей день популярность. В 1938 г. итальянский режиссер Марио Сольдати поставил фильм «княжна Тараканова». Иллюстрации к произведениям писателя созданы художниками О. Гроссе, А. Николаевым и др.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 47