Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Дон Жуан в поэме Толстого "Дон Жуан"

  • Статья
  • Еще по теме

Дон Жуан — главный герой поэмы, посвященной «памяти Моцарта и Гофмана».

Перешедший из пьесы испанца Тирсо де Молины в разряд классических, вечных образ связан у Толстого с его романтической интерпретацией: Гофман, написавший свой рассказ под впечатлением от оперы Моцарта, впервые увидел в Дон Жуане, по словам Толстого, «искателя идеала, не простого гуляку». Этот высокий идеал любви Дон Жуан надеется достичь в каждом новом своем любовном приключении, искренне страдая всякий раз, когда этого не случается. Именно эти страдания и разочарование вызывают меланхолию героя, временами переходящую в ярость и ненависть к миру. По Толстому, пороком сладострастия Дон Жуан страдает не более чем окружающие его персонажи, а в проявлении своих чувств он неизмеримо их честнее.

Знаменателен пролог поэмы, напоминающий о «Фаусте» Гёте. Действительно, Толстой придал своему герою фаустианские черты, настаивая на том, что искание истины не может быть ограничено только пределами физического мира и философии; истина находит себе место и в любовном чувстве. Еще более сложный творческий диалог в толстовском «Дон Жуане» происходит с «Каменным гостем» А. С. Пушкина, но это ни в коем случае не развитие пушкинских взглядов на образ, а, скорее, их критическое осмысление — некоторые практически дословные совпадения с текстом «маленькой трагедии» лишь подчеркивают это.

Особый интерес проявил к поэме Толстого А. А. Блок, который, развивая в своем творчестве тему Д. Ж. «электрических снов» времен машинной цивилизации, продолжил усложнение образа, учитывая и финальный мотив поэмы: «К чему душа, когда любовь погибла! // Теперь мне более нечего терять — // И смерть и ад на бой я вызываю!»

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3525