Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

"Былое и думы": анализ произведения Герцена

  • Статья
  • Еще по теме

Около 16 лет — с 1852 по 1868 г. — работал Герцен над своей главной книгой — «Былое и думы», названной поэтессой О. Берггольц «гениальным романом о человеческом духе».

Энциклопедией русской жизни середины XIX в. по праву считали это произведение современники Герцена и читатели разных поколений. Но не только русская действительность, а и важнейшие события общественной и политической жизни Западной Европы нашли отражение в «Былом и думах». Целая галерея лиц и судеб проходит перед читателем этой удивительной книги: известные революционеры и царские сановники, виднейшие писатели, поэты, артисты — и никому не известные, обычные люди. И каждый из тех, кто «населяет» книгу, изображен ярко, точно, незабываемо. И. Тургенев, говоря об авторе «Былого и дум», заметил, что в мастерстве изображения, «в характеристике людей, с которыми он сталкивается, у него нет соперников». Чтобы убедиться в справедливости слов Тургенева, достаточно прочитать страницы, посвященные вождю итальянской революции Д. Гарибальди или французскому писателю В. Гюго, другу Пушкина П. Чаадаеву или «неистовому Виссариону» — Белинскому.

«Былое и думы» посвящены Н. Огареву. «В этой книге, — писал Герцен, — больше всего говорится о двух личностях». Эти двое — друг Герцена Огарев и жена Герцена Наталья Александровна Захарьина. Страницы, рисующие историю верной, выдержавшей все испытания дружбы и большой, счастливой и трудной любви, можно отнести и к одним из самых сильных, поэтических в русской прозе. Навсегда свято для Герцена то место на Воробьевых горах, где два мальчика «присягнули, в виде всей Москвы», пожертвовать жизнью на избранную борьбу. И через много лет после этого события со словами глубокой признательности обращается автор «Былого и дум» к своему другу: «Так-то, Огарев, рука в руку входили мы с тобою в жизнь! [...]. Путь, нами избранный, был не легок, мы его не покидали ни разу; раненные, сломленные, мы шли, и нас никто не обгонял. Я дошел... не до цели, а до того места, где дорога идет под гору, и невольно ищу твоей руки».

Герцен начал «Былое и думы» — книгу о собственной жизни и жизни своего поколения, пережив тяжелую драму: гибель во время кораблекрушения матери и сына, смерть жены. С душевной болью и необыкновенной силой искренности рассказал Александр Герцен о сложных отношениях — «кружении сердца», связавших Наталью Александровну с поэтом Гервегом. С ядовитой иронией рисует Герцен образ Гервега, оказавшегося недостойным дружбы, эгоиста, мелкого человека в жизни и мещанина в революции. Поэтичны те главы, где Герцен воскрешает прошлое — встречу с Натальей Александровной, их духовную близость, молодую любовь, годы ссылки во Владимире и Новгороде, отъезд в эмиграцию — везде жена писателя делила с ним все тяготы кочевой жизни, была его другом, помощником, его радостью и счастьем.

«Былое и думы» — сложная, единственная в своем роде книга. Композиция ее свободна, гибка, включает произведения разных жанров. Здесь и дневники, и очерки, и повести, и письма. Рассказ о событиях сугубо личных соседствует с философским очерком или переходит в повествование о событиях, потрясающих судьбы целых государств и народов. К какому же жанру следует отнести ее? «Каждый большой художник должен создавать и свои формы», — говорил Л. Толстой и ссылался при этом на «Мертвые души» Гоголя, «Записки из Мертвого дома» Достоевского и «Былое и думы» Герцена. Толстой чрезвычайно высоко оценивал Герцена-писателя, считал, что его книга — не просто блестяще написанные мемуары, а одно из крупнейших явлений искусства, которому трудно дать жанровое определение.

Советские исследователи связывают «Былое и думы» с историей русского реалистического романа, одна из задач которого — изображение современного человека в его связях с обществом. Исповедь Герцена была подлинной исповедью сына века, где тесно сплелись биографическое и общечеловеческое, жизнь отдельной личности и жизнь общества, опыт души и уроки истории.

В «Былом и думах» отразились важнейшие черты таланта Герцена-художника, во всех произведениях которого преобладающими были интеллект, мысль. М. Горький увидел в авторе «Былого и дум» «целую область, страну, изумительно богатую мыслями». Но это не «ума холодные наблюдения», а ум, говоря словами Белинского, доведенный до поэзии, «оживленный и согретый, так сказать, осердеченный гуманистическим направлением».

Другая особенность таланта Герцена — его склонность к автобиографичности повествования — также нашла наиболее яркое воплощение в «Былом и думах».

Александр Герцен, рассказывая о себе и своих друзьях, решал одну из важнейших задач, стоящих перед русской литературой, — создание образа русского революционера, борца, одного из плеяды «новых людей», пришедших на смену декабристам. Вехи биографии автора — это и вехи истории: пожар Москвы в 1812 г. — в год его рождения, движение декабристов, клятва мальчика Герцена в Кремлевском соборе — на молебне после казни декабристов, когда митрополит Филарет «благодарил бога за убийства».

Читать «Былое и думы» — наслаждение. Сила мысли, искренность и глубина чувства, блеск эрудиции, исключительный по выразительности язык характерны для этой книги. Герцен не признает спокойного, размеренного повествования. Его стиль экспрессивен, изобилует неожиданными контрастами — здесь и горькая ирония, и шутка, и веселый каламбур, и исторический анекдот, и меткое народное выражение, и неожиданный галлицизм. Тургенев, давший образцы точной, прозрачной классической русской прозы, сказал о Герцене: «Язык его, до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело».

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1254