Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Андрей Печерский: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Писатель Андрей Печерский (псевдоним Павла Ивановича Мельникова) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух монументальных романов. В яркой, непринужденной форме воссоздал он живописные картины жизни населения левого, лесного, берега Волги («В лесах») и правого, высокого, ее берега («На горах»). Доскональное знание провинциальных «медвежьих углов», быта и фольклора, талант рассказчика объясняют широкую популярность этих романов.

Историк по образованию, архивист и этнограф, писатель Андрей Печерский долгое время служил чиновником особых поручений в Нижегородской губернии, много ездил по Заволжью, подробно изучал историю религиозных движений и сект в России, наблюдал за старообрядцами и поначалу деятельно способствовал «искоренению раскола». Однако, ознакомившись с бытом и нравами староверов, он увидел в них тех, кто хранит «доселе заветную нашу старину», духовную самобытность, верность народным традициям.

Впервые выступив в печати в 1840 г. явным подражателем Гоголя, Мельников не сразу пришел к своей художественной эпопее. Он постепенно накапливал материал и создал ряд историко-литературных очерков, среди которых — «Счисления раскольников», «Тайные секты» и др.

Черты оригинального дарования писателя проявились в рассказе о жизни купечества «Красильниковы» (1852), напечатанном в «Москвитянине» под псевдонимом Андрей Печерский. Этот псевдоним взят по названию Печерской улицы в Нижнем, на которой он жил по соседству с известным знатоком русского фольклора, писателем В. Далем, чье одобрение и дружеские советы не раз помогали Мельникову. Обличение социального угнетения и несправедливости, красочное живописание подробностей русского быта, щедрость по-народному сочного языка отличали произведения 50-х гг.: «Поярков», «Дедушка Поликарп», «Старые годы», «Медвежий угол», «Именинный пирог», «Бабушкины россказни». Неприятие домостроевского уклада жизни, критика крепостничества и его морали вызвали запрещение цензуры на отдельное издание рассказов, что надолго заставило автора отложить занятия литературой.

Историческая повесть «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» (1867) была опубликована в «Русском вестнике» за подписью «М». Загадочная судьба авантюристки «принцессы Владимирской», выдававшей себя за дочь русской императрицы Елизаветы и стремившейся свергнуть Екатерину II, была раскрыта писателем в сжатой, скупо-документальной манере. Андрей Печерский противопоставлял ее судьбу участи подлинной княжны Таракановой, ушедшей в монахини. Вопрос самозванства интересовал Мельникова в тесной связи с политической игрой, которую вели в то время враждебные России государства.

«В лесах»

Не был забыт писателем и замысел большого романа из жизни старообрядцев. Еще в 1859 г. автор наметил основные сюжетные линии будущего романа в повести «Заузольцы», но лишь через двенадцать лет главное его произведение начало печататься. С 1871 по 1874 г. длилась публикация романа «В лесах», вышедшего отдельным изданием в 1875 г. и отличавшегося тщательной работой над текстом. Увлекательная манера изложения, запоминающиеся образы действующих лиц, представших в трудах и заботах, веселье и горестях, сильных страстях и сложных чувствах, оставляют цельное и яркое впечатление. Особой, скрытой от постороннего взгляда атмосферой быта старообрядческих скитов и связанного с ними купечества повеяло со страниц книги. Древний, таинственный край, где живы предания о невидимом граде Китеже и иных чудесах, где самобытны и людские характеры, и религия, и пейзаж, и удивительные красочные обряды, завораживал читателя. «Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры, как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сысстари на чистоте стоит, — какова была при прадедах, такова хранится до наших дней», — пишет Мельников-Печерский.

Богатый купец-«тысячник» Патап Максимыч Чапурин и его сестра, настоятельница Комаровского скита Манефа, — центральные фигуры романа. Известно, что прототипом Чапурина послужил нижегородский миллионер П. Бугров, покровитель заволжского раскола, идеализированный и облагороженный воображением писателя. Автор рисует тип незаурядного человека со вспыльчивым, крутым нравом и вместе с тем с душой талантливой и богатой, широкой в щедрости и любви и органически неспособной ни на что низкое. Выходец из крестьян, Патап Максимыч готов оценить и отблагодарить усердного работника, помочь чужому горю. Он умен, энергичен, добр и честен, и хотя гневлив, но отходчив и справедлив. Соблюдая обряды, давая деньги на раскольничьи обители, Чапурин чужд в то же время фанатизма. Он не прочь посмеяться над скитскими нравами, подшутить над чересчур усердным благочестием сестры и лиц, ее окружающих. Надежда сказочно разбогатеть благодаря «ветлужскому золоту» дорога ему тем, что поможет выполнить мечты: расчистить Волгу, построить железные дороги, создать для бедных больницы и богадельни. Близкие его друзья — Сергей Андреич Колышкин, которого выручил Патап Максимыч в трудную минуту, Иван Григорьич Заплатин — муж приемной дочери Чапурина Груни, — добрые сердцем, чуждые стяжательства люди. Им противопоставлены купцы иного типа, которых автор обличает и осуждает.

Денежный капитал — главная пружина, движущая события в романе. «Божье слово» в скиту — тоже ходовой товар. С присущей ему объективностью и силой рисует Мельников картины распределения в обители мирских благ, с разных сторон стекающихся к «спасенцам» и, казалось бы, сулящих сытое, спокойное, лишенное треволнений существование. Но жизнь в скиту овеяна смертоносным дыханием мрачной, аскетичной религиозности. Жестокая вера вычеркивает из жизни все прекрасное, подавляет волю, сушит сердце гордой Матреши Чапуриной, в смертельном испуге перед богом давшей обет иночества и из веселой, славной девушки превратившейся в строгую, как бы омертвело застывшую мать Манефу. Не менее сильное впечатление производит и история пострижения в монахини ее дочери Фленушки, молодой, красивой и бойкой, полной огня девушки. Первая заводила всяких шалостей и вольностей, балованная любимица скита, с горячностью устраивающая чужое любовное счастье, — она из глубокого чувства к Манефе отказывается от личной жизни, несмотря на пылкий протест молодого сердца. Прототипы этих героинь также были подсказаны писателю самой жизнью.

В романе раскрыта психология обитателей скитов, обстановка скитского быта, освещена трагическая история недолгой любви Насти Чапуриной, дочери Патапа Максимыча, описаны похищение из скита и свадьба «самокруткой» ее сестры Параши. Характер жениха Параши — «посла» московских старообрядцев Василия Борисыча, умеющего лишь сладкогласно распевать псалмы и «как сыр в масле кататься в обителях керженских да чернораменских», обрисован писателем с большой долей юмора и почти целиком списан с действительного лица. Он, однако, далеко не злодей, особенно в сравнении со смертельно обидевшим Настю Алексеем Лохматым, причинившим немало горя и молодой вдове Марье Гавриловне. Этот удалой красавец работящ, ловок, удачлив, но безумно алчен и ради достижения богатства готов на все. Не сразу раскрываются перед читателем порочность и эгоизм его натуры, презревшей узы родства, пренебрегшей искренней любовью.

«На горах»

С Алексеем и другими персонажами романа «В лесах» читатель встречается и в последнем крупном романе Мельникова-Печерского — «На горах» (1875—1881). Основная роль принадлежит здесь колоритной фигуре купца-рыбника. миллионера Марко Данилыча Смолокурова, и обаятельной, мятущейся в поисках истинной веры и счастья его дочери Дуне. Мрачный, властный, прижимистый и жестокий Смолокуров очерчен автором с большой реалистической силой. Он не брезгует темными делами, беззастенчиво задерживает расчет с бурлаками и рабочими, угрозами доводит их по побега без гроша в кармане. Долго колеблется Смолокуров, прежде чем начать переговоры о выкупе из хивинского плена родного брата Мокея: очень уж не хочется отдать ему половину состояния, обделив этим горячо любимую Дунюшку. Теплое чувство к дочери, пожалуй, единственный проблеск человечности, согревающий его черствую душу. Даже давнего друга, купца Доронина, пытается он обмануть ради выгоды. Зятья Доронина, молодые купцы нового типа Меркулов и Веденеев, по мысли автора, сохраняя в коммерческих операциях честность и порядочность, должны укрепить благосостояние страны. Но положительные характеры этих промышленников бледнеют рядом с хищниками старого закала: купцами Орошиным, Масляниковым и, прежде всего, самым Смолокуровым.

Взаимоотношения хозяев и трудового люда находят свое место в романе, давая представление о промыслах и занятиях, нравах и обычаях крестьян, артельщиков, кустарей. Благодаря этим образам в романе возникает эпическая картина народной жизни того времени.

Подробно изображает Андрей Печерский религиозное изуверство, хлыстовские обряды, описывает кормщика, «ходящих в слове» пророчиц. Он беспощадно изобличает ханжеский характер сектантства. Сатирически рисует автор и таких представителей официальной церкви, как корыстолюбивый поп Сушило («В лесах»), или склонных к обжорству, пьянству и лени владык Хабарова монастыря («На горах»). Критика писателем религиозных сект, церковных служителей, монахов — одна из сильнейших сторон его эпопеи, хотя любимые его герои — отнюдь не атеисты и веры не отрицают, лишь видят ее смысл не в обрядах, а в любви к людям.

Но сильнее чувства христианской любви к ближнему выражен в эпопее страстный призыв к радостям земного бытия. Андрей Печерский воспевает поэтичные народные праздники, обычаи, коренящиеся в далеком языческом прошлом, сокрушается превращению веселых народных игрищ в постные, аскетические богослужения. Помимо ярких бытовых сцен, значительно украшают роман и картины одухотворенной природы, девственных лесов и болот.

Мелодичный строй народной речи, виртуозное владение пластами русского фольклора, обогащающего эпопею то складной поговоркой, то умело вплетенной в повествование песней, чрезвычайно разнообразят и оживляют язык произведений Мельникова. Классическими образцами отечественной прозы давно стали многие страницы его книг: и эпизоды ночного нападения волков на Патапа Максимыча в зимнем лесу, и описание болота-чарусы или лесного пожара, и картины похорон Насти, свадьбы Василия Борисыча с Парашей, и прогулки по Волге, и ярмарки.

Широкий охват действительности, глубокое проникновение в сущность важных жизненных процессов, большой географический и хронологический диапазон действия, умелое владение сюжетом, убедительная лепка характеров, народно-песенная стихия языка позволили творениям писателя занять особое место в русской литературе, вызвали высокую оценку М. Горького, дали повод критикам сопоставить творчество Мельникова с произведениями А. Островского, Н. Лескова.

Удачны иллюстрации к произведениям писателя, выполненные И. Глазуновым, С. Соколовым, В. Алексеевым.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 57