Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Алексей Феофилактович Писемский: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Романист и драматург, выходец из обедневших дворян, Алексей Феофилактович Писемский был одним из самых популярных писателей своего времени. Еще будучи гимназистом, сочинил он первую, не дошедшую до нас повесть «Чугунное кольцо». Впервые выступив в печати в конце 40-х гг., Писемский, по словам Н. Чернышевского, шел «тем путем, который проложил Гоголь», развивая реалистические традиции «натуральной школы» в основном в области семейно-бытового романа.

Стремление «к правде без прикрас, к правде, какой бы горькой она ни была», придает особо резкие черты его реализму. В центре романов Писемского обычно — частное, даже случайное происшествие, обыкновенная будничная история, которая вбирает в себя судьбы многих героев и ставит их в необходимость действовать, мыслить, чувствовать.

Провинциальный быт русского дворянства раскрыт в первом крупном его произведении — романе «Боярщина» (1846), опубликованном в 1858 г. Цензура долго не пропускала роман, усматривая в нем разрушительную проповедь свободной любви. Широкая картина нравов «дворянского гнезда» — места, исстари прозванного Боярщиной, — поражает трагизмом ситуаций, остротой конфликтов, обилием патетических сцен. Автор не склонен идеализировать нравы крепостнической эпохи и общепринятую в дворянском обществе мораль, жертвой которой становится Анна Павловна Задор-Мановская, не вынесшая бесконечных надругательств и унижений со стороны грубого, нелюбимого ею мужа. Разочаровалась она и в избраннике сердца — молодом помещике Эльчанинове. Это — человек обаятельный, образованный, но духовно опустошенный, своего рода провинциальный Печорин. Но, в отличие от героя Лермонтова, он лишен малейшей силы характера и самостоятельной воли. Нравственная нечистоплотность приводит Эльчанинова к предательству: доверившуюся ему и, казалось бы, любимую женщину он уступает «в полное покровительство» за соответствующую мзду сластолюбивому старику — графу Сапеге. Симпатии автора отданы простодушному и бескорыстному, «верному сердцем» обедневшему помещику Савелию, глубоко преданному тяжело заболевшей Анне Павловне.

Критика господствующих в дворянской среде нравов явственно проявляется и в повести «Виновата ли она?», напечатанной в 1855 г., но также написанной ранее и находившейся под запретом цензуры. Трагедия женщины, выданной замуж ради денег и отважившейся, наперекор общественному мнению, полюбить другого, вызывает у писателя вопрос, вынесенный в заглавие произведения. Бессмысленна жертва, принесенная героиней повести, умной и тонкой Лидией Ваньковской. В браке она не обретает богатства, а ее муж оказывается пьяницей и болтуном. Человек же, в которого Лидия влюбляется, — щеголь Курдюмов — пуст и беспринципен. Из-за него гибнет не только Лидия, но и ее брат. Вызывают возмущение мать Лидии, настоявшая на ее замужестве, гротескно-омерзительные фигуры супругов Пионовых, дачная публика в Сокольниках.

Одно из главных свойств стиля Писемского — ирония. Ею окрашен образ Бешметева — главного героя повести «Тюфяк» (1850), положившей начало литературной известности писателя. «Тюфяк» и последующие повести Писемского — продолжение той войны против всяческой пошлости, которая была начата еще автором «Мертвых душ». Резкими красками рисует писатель «семейные дела» русской провинции. Общая низменность интересов, игра животных инстинктов и побуждений господствуют здесь, безнадежно губя все мало-мальски человеческое, искажая судьбы людей. Страдает, задыхается под гнетом окружающих обстоятельств Юлия Кураева, выданная замуж по расчету за «тюфяка» Павла Бешметева. Несчастны и сам Павел, и его сестра, вынужденная терпеть пошляка-мужа, тянущего семью к полному разорению.

«Автор „Тюфяка“ глубоко всматривается в действительность... изображая ее с поразительной непосредственностью», — писал Ап. Григорьев. Серьезный анализ «сердце разъедающих мелочей» дал Писемскому возможность раскрыть и нравы тех, кто процветает в этой жизни. Это уездный «лев» Бахтиаров, явно претендующий на роль «лишнего человека», вздорные, пошлые кумушки — Феоктиста Саввишна и Перепетуя Петровна, довольный собою гулена и мот Михайло Николаевич Масуров и плетущий хитрые интриги отец Юлии — Владимир Андреевич Кураев.

Живость и жизненность введенных образов снискали повести Писемского высокую оценку критики и читателей. Отдельные упреки за «недостаточную занимательность» потонули в хоре лестных отзывов. Так, журнал «Современник» приветствовал обличительный пафос произведения и восхищался бойким языком и наблюдательностью автора. Д. Писарев в статье «Стоячая вода» убедительно показал, как правдивая картина быта, нарисованная Писемским, неизбежно ведет к мысли, что «так жить, как жило и до сих пор живет большинство нашего общества, можно только тогда, когда не знаешь о возможности лучшего порядка вещей и когда не понимаешь своего страдания».

В той же мысли убеждает читателя повесть «Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына (Брак по страсти)» (1851), где автор развенчивает романтические иллюзии об идеальном союзе любящих сердец, невозможном в век прозы и меркантилизма. «Мелкие натуры только претендуют на любовь и неудачно драпируются плащом Ромео и Юлии» — эти слова, данные в эпиграфе, определяют суть произведения.

Хладнокровный сердцеед Хозаров, после ошибки в расчетах на приданое жены соображающий, как пристроиться к богатой барыньке, хорошенькая, но пустенькая и легкомысленная Мари, ее страстная до безумия мать и полуопустившийся отец, пронырливая хозяйка «нумеров» девица Замшева и другие персонажи повести действительно исполнены жизненной правды и зачастую в этой правде просто омерзительны. «Горькую чашу разочарования» в своих героях автор разделяет с красавицей «философкой» Варварой Александровной Мамиловой, над идеальными представлениями которой, явно навеянными знакомством с творчеством Жорж Занд, он тем не менее подсмеивается.

Критическое воспроизведение глухого провинциального быта достигает своей высшей фазы в романе Писемского «Тысяча душ» (1853—1858). Первоначальное название произведения —«Умный человек» — говорит о том большом значении, которое придавал автор образу главного героя — Калиновича. Однако социальный аспект романа, усиливавшийся по мере разработки темы, повлек за собой замену заглавия. Ради «тысячи душ» изменяет Калинович не только любимой им скромной провинциальной девушке Настеньке, но и своим принципам: он продает свою свободу, вступая в брак с владелицей крупного состояния, и быстро делает административную карьеру. Честолюбивый, властный, черствый сердцем, хотя и незаурядный по-своему человек, он стремится спасти в своей душе остатки порядочности. Но все его попытки восстановить справедливость во вверенной ему губернии терпят крах. Неудавшийся реформатор обречен на провал в условиях феодально-крепостнической системы.

Образ Настеньки, пожертвовавшей всем ради любимого человека, выдержавшей самые жестокие испытания, выписан автором с искренней симпатией. Все ее семейство Годневых — добрые, чистые сердцем люди, существующие в своем, идеализированном, мире на фоне всеобщего грабежа, лихоимства, продажности. Их скромные устремления контрастируют с алчностью, жаждой комфорта, всецело владеющей такими закоренелыми хищниками, как князь Иван Раменский, мошенник, шантажист, сводник, стареющая владелица «тысячи душ» аристократка Полина, готовый ради денег на подлог чиновник Медиокритский.

Широкая панорама жизни представителей различных социальных слоев общества развернута писателем с поистине энциклопедическим размахом. И в уездном городке, и в Петербурге Писемский показывает холодное равнодушие властных и богатых к истинным заслугам и талантам. Так гибнет от чахотки одаренный литератор Зыков — университетский товарищ Калиновича.

Главный герой, не вынесший борьбы с общественным недугом, предстает в конце романа нравственно сломленным, больным физически, ничего уже не ожидающим от жизни. Пессимистический финал свидетельствует об ограниченности положительной программы писателя, не знающего, как вывести героя из духовного кризиса, что было подчеркнуто Чернышевским, назвавшим в то же время «Тысячу душ» «превосходным романом».

Чувство растерянности перед жестокостями жизни, отвращение к грубой пошлости окружающего мира, сострадание к униженным и оскорбленным пронизывают лучшие произведения Писемского, к которым относится небольшая повесть «Старческий грех» (1861). Ее главный герой — идеально честный, но умственно недалекий чиновник Ферапонтов, закореневший в канцелярской рутине. Стихийно нахлынувшее на него нежное чувство заставляет Ферапонтова совершить невинный подлог, чтобы спасти хорошенькую вдовушку. Пущенная в ход судебная бюрократическая машина приводит Ферапонтова к трагедии, вызывающей у автора жалость и ужас.

Угнетенное состояние, вызванное мерзостями окружающей жизни, нечеткое понимание причин, породивших эти мерзости, отчасти ограниченность мировоззрения Писемского проявились в антинигилистическом романе «Взбаламученное море» (1863), сурово осужденном прогрессивной общественностью.

Заново осмыслить пережитые русским обществом события писатель попытался в автобиографическом романе «Люди сороковых годов» (1869). В основе произведения — история политического ссыльного писателя Павла Вихрова, в которой автор объединил художественный вымысел с некоторыми подлинными фактами своей жизни. Так, отец героя, полковник в отставке Михаил Поликарпович Вихров, наделен многими чертами отца Писемского. Увлечение Павла театром, его первые литературные опыты, служебная деятельность воспроизводят эпизоды жизни автора в Костроме.

Композиция романа, охватывающего судьбы героев на протяжении тридцати лет, лишена цельности и несколько затянута. Главный герой безволен, не имеет цели в жизни, твердых убеждений, поэтому постепенно, растрачивая себя, он становится рабом обстоятельств и своих страстей. Следуя принципу «свободной от обязательств любви», он служит причиной несчастья женщин, с которыми его сталкивает судьба. Среди его жертв — и отстаивающая идею женской независимости Фатеева, и «идеальная» женщина Мари Эйсмонд, и преданная барину горничная Груня, и бойкая Юлия Захаревская. Окружающие Вихрова «люди сороковых годов», по мнению современной автору критики, недостаточно полно выражают мысли и интересы своего поколения. Глубже отражено в произведении бесправие крепостного крестьянства, в частности дан яркий образ крестьянки Лизаветы Петровой, добровольно уходящей на сибирскую каторгу, лишь бы не жить с ненавистным мужем. Поиски автором положительного героя в народной среде привели его к созданию образа Макара Григорьева, своим трезвым, мужицким, исполненным вековой мудрости, хотя и несколько патриархальным отношением к действительности уравновешивающего метания Вихрова.

Писемский мучительно ищет ответа на вопрос, кто же на Руси скажет всемогущее слово «вперед». Он внимательно, уже без раздражения, как это было в пору создания «Взбаламученного моря», присматривается к тем, кто активно борется против существующего строя. В новом его большом романе «В водовороте» (1871) центральным становится образ революционерки Елены Жиглинской. Это «новая женщина», нигилистка, замечательная умница, много знающая и много читавшая. Неразделимость слова и дела, непреклонную волю и энергию особенно ценит в ней автор, отмечая, что она была единственной женщиной из всех им знаемых, которая говорила и поступала так, как думала и чувствовала. Она горячо борется за новую мораль, дерзко отстаивает свое право на любовь, резко отрицает религиозные догмы. «Базаровым в юбке» называли ее современники писателя, подчеркивая не только ее близость тургеневскому герою, но и сходное отношение Тургенева и Писемского к своим персонажам.

Однако Писемский не считал революционеров силой, способной выстоять в водовороте жизни: ведь их, по мнению писателя, были лишь единицы, поэтому при всем благородстве и возвышенности целей они обречены на неудачу. Трагично складывается судьба Елены. Она до конца верна своим убеждениям и очень одинока, ибо любимый ею князь Григоров не разделяет ее взглядов, а Жукович, поначалу представлявшийся ей идеалом революционера, оказывается заурядным проходимцем. Друг Елены, писатель Миклаков, в образ которого Писемский внес некоторые автобиографические черты, лучше остальных понимает Жиглинскую, является отчасти ее единомышленником. Однако он влюбляется в холодную красавицу княгиню Григорову.

Злободневный вопрос затронут, в романе Писемского «Мещане» (1877). Буржуазное хищничество, мещанство и авантюризм оказались в центре внимания писателя. Процесс быстрого возвышения купцов, расцвет в пореформенной России предпринимательства, влекущий за собой моральную деградацию общества, вызвали у Писемского активную неприязнь и осуждение. Московские Таганка и Якиманка, где сосредоточивалось купеческое могущество, выросли в воображении писателя в зловещие символы постигшего страну зла. Энергичные и беззастенчивые приобретатели — биржевой туз Хмурин, коммерсант в полковничьем мундире Янсутский, пройдоха-врач Перехватов и им подобные — становятся героями дня. Та же жажда обогащения движет поступками ловкого адвоката Грохова и наглого дельца Офонькина.

Участь женщины, попавшей в зловещий круговорот «дела», по мнению автора, почти всегда трагична, будь то деятельная Домна Осиповна Олухова или слабая телом и духом Елизавета Николаевна Мерова. Ведь женщина в мире буржуазного хищничества — лишь деталь комфорта, вещь.

Колоритные фигуры графа Хвостикова и князя Мамелюкова дополняют неприглядную картину господства «мещанства», показывают вырождение дворянского сословия, теряющего свое достоинство и честь, склоняющегося перед властью денег.

Миру чистогана, засилью стихии буржуазного рвачества противостоит в романе Александр Иванович Бегущев — аристократ по рождению, воспитанию и культуре. В образе этого человека Писемский просил сохранить «характер лиц Бестужева и Герцена». Однако в отличие от реальных лиц, послуживших прототипами этого образа, Бегушев абсолютно бездеятелен, хотя, несомненно, умен и подкупающе благороден. Его мечта найти женщину, достойную его любви, терпит в романе крах. Опошление человеческих отношений, продажность любви и дружбы, цинизм поклонников чистогана переданы писателем с большой силой и правдивостью таланта. Во всем, по словам И. Тургенева, высоко ценившего роман, «виден мастер, хоть и несколько усталый, думая о котором все еще хочется повторить: „Вы, нынешние, — ну-тка!“».

Еще одну разновидность тупой силы меркантилизма запечатлел Писемский в своем последнем романе «Масоны» (1878—1880). Личные воспоминания писателя о своем дяде — масоне Ю. Бартеневе, серьезное изучение истории масонства, глубокое убеждение, что лишь высокие духовные силы способны противостоять растлевающему влиянию денег, побудили Писемского обратиться к воспроизведению общественной жизни 30-х гг. Центральный герой романа — масон Егор Егорыч Марфин — бескорыстен, безукоризненно честен и добропорядочен. Однако он и его сподвижники проигрывают судебное дело против откупщика Тулузова, лежащее в основе сюжета. Эта тяжба — своего рода борьба духовного и меркантильного начал, причем сила Тулузова, ловкого и опасного хищника, рвущегося напролом, через преступления и обман к деньгам и власти, опирается на бесчеловечность законов. Под стать этому персонажу циничный стяжатель и карьерист, губернский предводитель Крапчик, его дочь, властная и ревнивая Катрин, отъявленный подлец Савелий Власьев. В столкновении с ними и им подобными неизбежно страдают слабый характером Ченцов, мягкосердечные Рыжовы, душевно чуткий композитор Лябьев. И хотя автор пытается смягчить жестокую закономерность торжества дельцов и приспособленцев, основное достоинство произведения именно в разоблачении их подлинной сути.

Большая социальная острота присуща последним произведениям Писемского. Психологическая напряженность действия, концентрация действия вокруг героев с яркими характерами, усиление сатирического разоблачительного элемента позволили литературоведам отнести эти романы к разновидности романов социально-бытовых. Следует особо подчеркнуть опыт Писемского-драматурга (знаменитая «Горькая судьбина» и др.), который ощутим в мастерском владении диалогом, служащим главным средством самораскрытия персонажей.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 719