Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Александр Эртель: жизнь и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Александр Эртель, прежде чем стал писателем, прошел суровую школу жизни. Внук немецкого солдата, появившегося в России с армией Наполеона и осевшего на чужбине, сын выбившегося из низов управляющего имением и незаконнорожденной дочери помещика, он не смог получить хоть какого-нибудь систематического образования. Своему упорству, своим природным способностям и, особенно, любви к книге обязан Эртель тем, что стал не только широко образованным человеком, но и сумел сказать свое слово, создать произведения, художественная и познавательная ценность которых не утрачена до наших дней.

«Страсть к чтению у меня была пожирающая», — говорил Эртель. Глубокий след в сознании мальчика оставили книги Тургенева, Писарева, Ч. Дарвина. Именно они заложили основы его демократического, материалистического мировоззрения.

Народ, его нужды и нищету знал Александр Эртель не из книг. С детских лет видел он страшные картины жизни бедствующей, голодающей деревни, хорошо знал и уклад помещичьей пореформенной усадьбы, наблюдая ее, конечно, «с другого берега», с позиций мужика. Решающим событием в жизни талантливого самоучки была встреча с писателем П. Засодимским, который ввел Эртеля в литературные круги, а позже помог устроиться в Петербурге, где Александр Эртель заведовал народнической библиотекой. В 1884 г. за связь с революционными народниками он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан в Тверь (1885—1888).

Эртель приобрел известность после появления в начале 80-х гг. цикла рассказов «Записки степняка». Однако в историю литературы он вошел, главным образом, как создатель романов и повестей.

Одно из значительных произведений Эртеля раннего периода — повесть «Волхонская барышня» (1883). С первых же страниц автор вводит читателя в атмосферу острой идейной борьбы, споров о будущем России, о судьбе мужика и деревни. Завязка повести — приезд к Захару Ивановичу, управляющему имением помещика Волхонского, его приятеля, «члена географического общества и к тому же сочинителя», Ильи Петровича Тутомлина. Тутомлин — убежденный народник, свято верящий в «миссию народной общины». На других позициях стоит Захар Иванович, «благоговеющий», по словам Тутомлина, перед Марксом. Но понимает он марксизм весьма своеобразно — как переход помещичьего хозяйства к машинному, т. е. как капитализацию деревни. Тутомлин, с его душевной чистотой, непрактичностью, пренебрежением к собственным благам, резко противопоставлен представителям дворянского лагеря — эстетствующему барину Волхонскому, его племяннику, «идолопоклоннику красоты» Мишелю Облепишеву, заботящемуся только о собственном обогащении. В центре сюжета — отношения Вареньки — «волхонской барышни», богатой наследницы имения, и Тутомлина, заинтересовавшего эту живую, пытливую девушку своими речами. Однако, симпатизируя Тутомлину, Александр Эртель в то же время показывает, как жизнь постоянно опровергает .то убеждения — община разлагается, патриархальные обычаи, дедовские устои рушатся. И в конце повести Тутомлин уезжает из Волхонки с закравшимися в душу сомнениями в верности своих убеждений.

Героиня повести «Две пары» (1887) Мария Павловна, жена крупного петербургского чиновника, порывает с мужем и уходит к полюбившему ее степному помещику Сергею Петровичу. Они стремятся стать ближе к народу, полны гуманных побуждений, но незнание жизни и подлинных народных нужд приводит к краху все их начинания. Особенно ясно это раскрывается в истории второй «пары» — приехавшего на заработки плотника Федора и местной крестьянской девушки Лизутки.

«Жадный мужик» (1886) — назидательная повесть из народной жизни, написанная для издательства «Посредник», созданного по инициативе и при участии Л. Толстого. Александр Эртель передает в повести историю Ермилы, деревенского парня, прошедшего жестокую «школу» накопительства у купца, а затем убившего и ограбившего своего хозяина. Под влиянием свалившихся на него бед Ермила публично кается в своих прегрешениях.

Самое значительное произведение Эртеля — роман «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» (1889). Среди первых его читателей был Л. Толстой, который записал в своем дневнике 1889 г.: «Зачитался „Гардениными“. Прекрасно, широко, верно, благородно». Когда после смерти Эртеля было решено издать его сочинения, Толстой написал предисловие к этому роману.

Александр Эртель говорил, что в «Гардениных...» он поставил перед собой задачу — изображение «смутного, сложного и хлопотливого роста новообразований, возникновения новых мыслей, понятий и отношений», характерных для русской действительности 70-х гг. А. Фадеев, назвавший «Гардениных...» «превосходной книгой», очень точно заметил, что в романе «почти вся пореформенная Россия дана в разрезе». И действительно, «разрез» сделан так, что в орбите пристального внимания писателя оказываются Петербург и провинция, крупное помещичье хозяйство и жизнь деревни, и соответственно — введено большое число персонажей, представляющих разные слои населения, множество человеческих судеб, характеров, положений.

В начале романа, действие которого разворачивается в начале 70-х гг., отношения Гардениных, живущих в Петербурге, и их многочисленной дворни, проживающей как в столице, так и в родовой вотчине, по-прежнему патриархальны. Кажется, что отмена крепостного права нисколько не потревожила устоявшийся уклад жизни. Но по мере развития действия становится ясно, что повсеместно началось брожение, что старые времена уже не вернутся. Тяготится своей жизнью, ищет выхода и страдает наследница Гардениных — Элиз. Сын гарденинского конюшего Ефрем, вопреки воле отца, уезжает в Петербург учиться, становится участником революционного движения. Николай Рахманный, сын управляющего, тоже отказывается идти по пути отца. Он пристрастился к книгам, стремясь найти в них ответ на мучившие его вопросы.

Изменения коснулись и дворовой «элиты», верных старых слуг. Отец Николая, Мартин Лукьяныч, гроза крестьян, всегда стоящий на страже хозяйских интересов, вынужден уступить место новому управляющему, который организует хозяйство уже на капиталистических началах. Не в состоянии смириться с новыми веяниями, уходит в монастырь рабски преданная господам экономка Фелицата Никаноровна. Кончает самоубийством отец Ефрема, конюший Капитон, отстраненный от должности за «свободомыслие» сына.

Александр Эртель показывает и изменения в жизни деревни. Рушатся вековые устои общины; против семейного гнета восстают молодые крестьяне. Сама же деревня производит и своих мироедов: таковы, например, Максим Шашлов, открывший в деревне кабак, солдатка Василиса, ставшая содержательницей публичного дома. А перед обнищавшими крестьянами встает вопрос о переселении «на новые места».

С симпатией рисует автор двух правдоискателей — Николая Рахманного, посвятившего свою жизнь «деятельности на благо общества», и сектанта, столяра Ивана Федотыча, кроткого, всепрощающего, во многом близкого любимым героям позднего Толстого. Но писатель понимал, что эти герои — не образцы для подражания. «Не ищите в „Гардениных“ воплощение „идеалов". Этого там нет, — утверждал он. — Я просто старался описать наличную действительность с ее идейными течениями, с тем, хотя и смутным, но, несомненно, существующим, стремлением к правде, которое оживотворяет нашу деревенскую нищету, забитость, невежество».

Роман Эртеля «Смена» (1891) отражает следующее десятилетие русской жизни — 80-е гг., и в этом плане его можно рассматривать как продолжение «Гардениных». Но «разрез» здесь иной — речь в романе идет о смене дворянской культуры буржуазной. Главный герой романа — Андрей Мансуров, обаятельный, но внутренне опустошенный человек, является представителем этой дворянской культуры. Мы видим Мансурова на журфиксах присяжного поверенного Горенского, с красавицей женой которого у Мансурова завязался сложный, утонченный роман, и в доме представителя высшей петербургской бюрократии Содомцева, и на пирушке разночинцев... Нелепая смерть Мансурова, случайно убитого в «непотребном» доме, подводит итог его пестрой, неприкаянной жизни, как бы символизирует вымирание аристократической, дворянской культуры.

Большое внимание уделяет автор разночинной интеллигенции, переживающей острый идейный кризис. Симпатизируя народнической интеллигенции, мечтающей принести пользу народу, Александр Эртель, трезвый и честный художник, указывает на бесплодность ее идейных исканий в 80-е гг. (увлечение «малыми делами», культурничеством, толстовством). С горькой иронией показывает он, как честно мыслящие разночинцы (молодой ученый Бушарин, врач Ферапонтов, художник Борискин) отказываются от всякой борьбы. И в то же время автор «Смены» выражает уверенность в том, что и в народе, и в среде передовой молодежи зреют свежие силы, которые могут принести большую пользу, если направить их в нужное русло.

Последнее завершенное произведение Эртеля — повесть «Карьера Струкова» (1896). Ее главный герой — Алексей Струков, «русский дворянин с университетским дипломом, но еще без определенных занятий», считает себя марксистом. Однако этот «марксист» — убежденный противник революции. Образец для него — буржуазная Англия, которую он изучает с точки зрения «экономических сил, законов и комбинаций».

Путешествуя за границей и пополняя там свое образование, Струков, знакомится с дочерью богатого купца и возвращается с молодой женой в Россию, стремясь там, в приволжской деревне, осуществить свою программу народного благоденствия. Однако все начинания Струкова оказываются бесплодными, и незадачливый реформатор вынужден идти в земские начальники, т. е. служить тому режиму, которому он думал как-то противостоять. «Карьера» Струкова завершается его полным идейным крахом: он видит несостоятельность своей общественной деятельности, мучительно переживает отчуждение жены — и в результате кончает жизнь самоубийством.

Появившаяся в 90-е гг. новая «смена» — рабочий класс, распространение марксизма остались вне поля зрения писателя. В последние годы жизни он отошел от литературной деятельности.

Но то, что сделано Эртелем, умным, глубоким художником, отразившим в своих произведениях существенные стороны русской действительности 70—80-х гг., смену крепостнической России — буржуазной, напряженные идейные искания интеллигенции во время перехода от народничества к марксизму, заняло прочное место в истории литературы.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 908