Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Село Степанчиково и его обитатели": краткое содержание и анализ

  • Статья
  • Еще по теме

«Село Степанчиково и его обитатели» — шуточное - и легкое произведение, описывающее забавные события, которые происходили в помещичьей усадьбе на протяжении всего двух дней.

«Село Степанчиково и его обитатели»: краткое содержание

Владелец села, помещик Егор Ильич Ростанев, обладает теплым и добрым характером, за что крестьяне чтут его, как родного отца. В усадьбе Ростанева проживает Фома Фомич Опискин — по месту рождения горожанин, приближающийся годами к старости. У покойного отца Ростанева он служил кем-то вроде шута. В течение многих лет он служил предметом насмешек и помалкивал, но теперь обнаружил, что новый хозяин является человеком мягким и добрым, и поведение Опискина постепенно меняется в худшую сторону: он ловко перетягивает на свою сторону старую и слабоумную мать Ростанева. Из шута он превращается в своевольного господина, так что уже нельзя понять, кто в доме хозяин. В общем, «с Фомой именно сбылась пословица: посади за стол, он и ноги на стол».

Пользуясь своими весьма поверхностными познаниями, Опискин помыкает обитателями усадьбы и даже приступает к обучению крестьян — он заставляет их учить французский язык и нещадно бранит их за то, что те могут ничего толком запомнить. И никто не может остановить этого хитрого дурака. Жители деревни обращаются к помещику за помощью, но тот настолько незлобив, что оправдывает Фому, говоря, что все должны сочувствовать ему, поскольку ввиду многих несчастий у него испортился характер, за что сам Фома не несет никакой ответственности.

Когда между Ростаневым и молодой умненькой домашней учительницей Настенькой возникает любовная связь, Фома, возомнивший себя «абсолютным монархом», заявляет, что их отношения — безнравственны. И тогда уже сам Ростанев не может сдержать гнева, поскольку оскорбляют его чистую Настеньку, и в конце концов выгоняет Фому из дома. Однако его престарелая мать души не чает в Фоме, и под ее напором Ростанев волей-неволей вынужден согласиться возвратить прежнего шута в дом. К этому времени, однако, он уже возвратился сам — хоть он и покидает деревню с оскорбленным видом, но идти ему некуда.

Возвратившийся в усадьбу Фома по-прежнему мнит себя существом особым, которого никто не понимает, и продолжает свои нелепые выходки, но, однажды выгнанный, он все-таки понимает, что гораздо лучше не издеваться над людьми, а быть им благодарным. Он перестает своевольничать, и поэтому заслуживает заботу Ростанева и других обитателей Степанчикова.

«Село Степанчиково и его обитатели»: анализ произведения

В конце 50-х годов, когда писалась эта повесть, в России повсюду вспыхивали крестьянские волнения, великая реформа по освобождению крестьянства от крепостного права стояла в политической повестке дня. Однако в произведении Достоевского ни о чем подобном не говорится. Возможно, что, как это видно и по «Дядюшкину сну», бывший политкаторжанин опасался цензуры и не осмелился описать неспокойные настроения в среде крестьян.

Деревенская жизнь появляется уже в дебютном произведении Достоевского — «Бедных людях» — в письмах Вареньки Доброселовой. Но эта деревня не имеет никакого отношения к деревне реальной, это идеальная деревня, придуманная Достоевским. И в «Селе Степанчикове...» Достоевский снова описывает вымышленную русскую деревню. Свою юношескую мечту об идеальных социальных отношениях он опрокидывает в эту вымышленную деревню под названием Степанчиково. 

Идеальное сообщество, которое с распростертыми объятиями принимает к себе любого испорченного человека, оставалось мечтой и чаянием писателя на всем протяжении его жизни. В письме к брату Михаилу (от 11 апреля 1859) Достоевский отмечал, что он вывел в своей повести «два серьезные характера и даже новые, небывалые нигде», под которыми он имел в виду Фому и Ростанева. Однако похоже, что читатели, которые оставались верны ему начиная с «Бедных людей», не посчитали эти характеры за «новые». Им было ясно, что и самовлюбленный (без всякого на то основания), жалкий и смешной Фома, и не способный к упрекам прекраснодушный Ростанев — это такие персонажи, которые присутствуют в произведениях писателя; они отражают его понимание человека или же обусловлены психологией самого Достоевского.

Образ Фомы Опискина

Фома не красавец и не богач, способностей тоже нет. Словом, в нем нет никакого очарования. Тем не менее, он совершенно по-детски хочет, чтобы его признали, чтобы о нем заботились. Все нелепые, самодурские проделки Фомы объясняются его желанием быть кем-то признанным и кем-то любимым.

И в этом ничтожном человеке тоже есть нечто героическое, и проистекает оно от страстного желания доказать, что ты — создание выдающееся. Когда Ростанев в самых униженных выражениях попросил его покинуть без скандала свой дом и предлагает Фоме пятнадцать тысяч рублей, тот презрительно взял деньги и «разбросал всю пачку денег по комнате» (правда, «он не разорвал и не оплевал ни одного билета»), заявил, что его сердце неподвластно силе денег, и произнес блистательную речь, восхваляющую собственное благородство. При этом он «пыхтел, как будто от невыразимого волнения». Фома чувствовал себя как на седьмом небе, когда ему предоставлялся случай показать свое «величие». У него не было тайного намерения взять больше денег. Потому что, как иронично замечает Достоевский, это человек непрактический, это тоже в своем роде какой-то поэт».

С молодых лет Достоевский часто описывал достойных осмеяния жалких людей, подобных Фоме. Никчемный трус и дурак, человек с невообразимым самомнением, но все равно страдающий — вот такие «странные существа» больше всего интересовали Достоевского, их он все время и исследовал.

Исследователи, которые пишут о «Селе Степанчикове...», в общем и целом придерживаются точки зрения, высказанной советским литературоведом Юрием Тыняновым еще в 1921 г. Тынянов полагал, что Фома — это карикатура на Гоголя. Мне, однако, кажется, что Фома приходится «братом» героям самого Достоевского 40-х годов (Голядкин из «Двойника», Ползунков), родственен он и некоторым позднейшим персонажам (герою «Записок из подполья», Степану Трофимовичу из «Бесов»). Если мы поставим Фому в этот ряд, то лучше поймем, что интересовало Достоевского в человеке и что составляло сердцевину этого интереса.

Интерес писателя обычно силен, но узок, и сменить предмет такого интереса весьма непросто. Вот и Достоевского интересовало в человеке то же самое, что и до ссылки. В «Петербургской летописи» он отмечал: «Коль неудовлетворен человек, коль нет средств ему высказаться... то сейчас же и впадает он в какое-нибудь самое невероятное событие» и, «наконец, с ума сойдет от амбиции...»

Таков был взгляд на человека молодого Достоевского. После ссылки он не только не изменился, но, пройдя проверку временем, стал еще более сосредоточенным на том же самом. Об этом свидетельствует и образ Фомы из «Села Степанчикова...».

Образ Ростанева

В этом произведении мысли автора «доверены» Ростаневу. Если мы поймем его, идеи самого Достоевского станут нам тоже более понятными.

Ростанев добр со всеми, но еще более добр он по отношению к жалкому ребенку — Фоме. Он сочувствует Фоме, он понимает его желания, он хочет быть его другом. Ростанев, таким образом, является для Достоевского воплощением «прекрасного человека».

Почему Фома прилепляется не к кому-нибудь, а именно к Ростаневу? Потому что Ростанев — такой типаж, которому хочется заключить обладателя дурного сердца в свои горячие объятия. И Фома чувствует это его желание, его тягу. И потому его исковерканное сердце хочет оказаться в поле действия этой прекрасной души. Фома и Ростанев тянутся друг к другу — точно так же, как и Рогожин и Мышкин из «Идиота».

Ростанев изо всех сил защищает свой идеал такого сообщества, где все живут дружно. Он недурен собой, он великодушен и относится к лучшим представителям помещичьего слоя; когда подвергается сомнению его идеал о дружном сообществе, он, как и Вася из «Слабого сердца», становится чрезвычайно раним — он боится того, что его идеалы могут быть разрушены.

Село Степанчиково напоминает лечебницу для умалишенных — потому, что его «директор» Ростанев не в состоянии справиться со своевольничанием Фомы, которое выходит за рамки всякого здравого смысла и меры. Но стоит только Ростаневу повысить голос, как детское своевольничанье Фомы улетучивается. Сам Фома как бы «вычисляет», что может позволить ему Ростанев. Он как бы ждет, когда же его выбранят. Но Ростанев не способен положить предел проделкам Фомы.

Ему изо всех сил хочется верить, что все люди по своей природе — хороши. Ему трудно упрекнуть человека, даже если тот действительно плох. Он предчувствует, что если он станет упрекать человека, то это нанесет непоправимый ущерб его идеалам. Он боится, что в этом случае его убеждение в доброй природе человека будет разрушено. Он — мечтатель, который поражен болезнью под названием «прекраснодушие». Ростаневу нужен «ребенок» Фома — точно так же, как Мышкину нужны «несчастная» Настасья и «испорченный» Рогожин.

Это — типичный пример «прекрасного человека» Достоевского. Ему ни за что не хочется признавать, что люди живут, испытывая злобу по отношению друг к другу, что они обижают один другого. «Прекрасный человек» Достоевского смотрит на мрачный, несчастный, глупый и низкий мир сквозь розовые очки, чтобы не нарушить спокойствия своей души. Он не видит мир таким, как он есть, он хочет думать, что на самом-то деле всякий обитатель этого мира является ангелом.

Начиная с Девушкина из «Бедных людей», мы все время встречаем у Достоевского такой тип, который страстно желает видеть «хорошего человека» даже в своем враге. Даже в тех молодых чиновниках, которые подвергают его осмеянию, Девушкин обнаруживает, что они, в сущности, люди хорошие, просто они еще не достигли нужной степени зрелости. Не высказав эту мысль, сердце Девушкина не может обрести покой. Мышкин — таков же, что и Ростанев, он является таким же представителем «прекрасных людей», которые, признавая в других недостатки, ощущают себя ответственными за них и мучаются угрызениями совести. Мышкин тоже выступает защитником мечты о том, что все люди должны жить в любви и дружбе.

Достоевский воплощает мечтания о «прекрасном человеке» через тип, который исполнен желания не нажить себе врагов, а его идеал людского сообщества выражается в таких человеческих отношениях, когда каждый прощает каждому, когда каждый жалеет каждого. Этот «прекрасный человек» избегает соперничества, противостояния и упреков — каким бы ни был другой человек.

В этих представлениях прячется нелюбовь к самостоятельному, «автономному» человеку. В душе Достоевского таится глубокий комплекс зависимости, этот комплекс находит свое выражение в мечтах о «прекрасном человеке» и о сообществе, где каждый прощает каждому.

Фома, человек обделенный с рождения, свою ненависть и униженность являет в своих диких и самовольных выходках, направленных против всех вокруг. Ростанев не упрекает его, он безоговорочно оправдывает и прощает Фому, проявляет сочувствие. Рассказчик из «Записок из подполья» обрушивает скопившуюся у него в душе злобу на женщину, но потом обливается слезами и признается этой женщине, что не видел добра от людей, что он не привык к добру. «Мне не дают... Я не могу быть добрым!» Женщина же соглашается с ним и без лишних слов заключает его в свои объятия. Достоевский считал такие отношения «прекрасными». Достоевский хочет нам сказать, что «сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».

В портретах и восприятии «доброго человека», который появляется в произведениях Достоевского («Записок из подполья», «Идиот», «Кроткая», «Сон смешного человека»), наблюдаются определенные отличия, но мы видим одну и ту же парадигму отношений между «незрелым ребенком» и «прекрасным человеком» (идеальным сообществом). Мы не находим таких сочувственных отношений между здоровыми и самодостаточными людьми.

У «прекрасного человека» Достоевского отсутствует жизненная сила, которая позволила бы ему полностью охватить другого. В нем не хватает «нормальности», в нем ощущается какая-то болезненность. Если бы вдруг Чехов принялся изображать такие отношения, которые представлены в «Селе Степанчикове…», он бы, без всякого сомнения, четко написал, что и Ростанев, и Фома —люди ненормальные, что они составляют такую пару психических больных, каждый из членов которой не может обойтись без другого. Наверное, и Достоевский чувствовал нечто похожее, недаром он определяет Ростанева как «ребенка в сорок лет». И Мышкина, тоже «прекрасного человека», Достоевский тоже наделяет чертами, которые свидетельствуют, что он не совсем в своем уме.

Я сказал, что мечты Достоевского об идеальном сообществе рождены его глубоким комплексом зависимости. Достоевский говорит об этом сообществе так, будто оно находится где-то вовне, но с нашей точки зрения будет правильнее говорить о глубоко спрятанной и очень ранимой частичке его души. Это «женская» («материнская») часть души, которая подвигает ее чрезмерно впечатлительного и приниженного обладателя прилепляться к чему-то большему. Такое поведение вряд ли возможно для уверенного, здорового, победительного и сильного человека. Подверженный кризисам, слабый и больной человек все время страстно желает, чтобы его поняли, он хочет душевного умиротворения и спокойствия. И Достоевский выставлял такой душевный строй в качестве некоего идеала. Герои Достоевского не апеллируют к разуму, они сосредоточены на своем внутреннем мире, их заботит, как бы не были разрушены их мечтания. Когда по внутреннему миру Мышкина наносится удар, он уже не может оставаться нормальным, что свидетельствует о его психологии, перегруженной мечтами о прекрасном.

Представления Достоевского о прекрасном идеале не принимают ясную форму разумного воления, он боится прямого изображения своих идеалов, что свидетельствует о его болезни.

Другие герои

В «Селе Степанчикове...» Достоевский говорит о своих героях: «Чудаки! их как будто нарочно собирали сюда!» И еще раз: «коллекция этих чудаков».

Вокруг Ростанева и Фомы группируются странноватые люди, которые имеют эпизодические роли, но сообщают повествованию известную живость. Это и шут Ежевикин, и разумный эгоист Мизинчиков, и красивый, но придурковатый мальчик Фалалей.

Здесь и Татьяна Ивановна, старая «озабоченная» дева. Думаю, что она в какой-то степени списана с Марии Исаевой, с которой Достоевский недавно вступил в брак. Достоевский выставляет эту полубезумную женщину за «чистого человека», в чем проявляются фантазии Достоевского-утописта — трактовка ее характера имеет общее с трактовкой Катерины из «Хозяйки».

Видоплясов же походит на Смердякова из «Братьев Карамазовых». Над Видоплясовым все время смеются его друзья и приятели, он — дурачок, который страдает неисправимым многословием. Видоплясов описан юмористически, но в нем чувствуется какая-то испорченность и отсутствие корней. Достоевский хорошо видел и ощущал таких слабых людей, от которых исходит запах тлена.

Все эти персонажи попадают в копилку писателя, где уже собрались мечтатели другого рода. 

Особенности композиции

В заключение отмечу некоторые особенности построения текста «Села Степанчикова...».

Текст «Села Степанчикова...» устроен таким же образом, как и «Дядюшкин сон»: рассказчик представляет нам неких персонажей, которые затем вступают между собой в разнообразные диалоги. Это важный для Достоевского прием, который роднит прозу писателя с драматургией. Советский исследователь творчества Достоевского Л. П. Гроссман назвал технику Достоевского «конклавной». То есть действующие лица собираются в одном месте, высказывают свою точку зрения, проводят дискуссию, затем наступает развязка, и затем все разъезжаются. Начиная с «Села Степанчикова...» такое построение произведения встречается у Достоевского все чаще.

Советский философ и литературовед Михаил Бахтин говорил о «карнавале» с его перевертыванием ролей. По отношению к «Дядюшкину сну» и «Селу Степанчикову...» его теория карнавала выглядит вполне уместной. В особенности это касается «Села Степанчикова...» с его мощной текстовой энергетикой и шумной атмосферой действия. Читая это произведение, видишь, что в писателе совершается подготовительная работа по написанию романов.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12375