Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Петербургская летопись" Достоевского: анализ, значение в творчестве писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Герои Достоевского часто гуляют по петербургским улицам. Ордынов из «Хозяйки», Мечтатель из «Белых ночей» — они не посещают знакомых, их не сопровождает собеседник, и, может быть, именно потому, что у них нет ни друзей, ни знакомых, они так привычно и хаотично бродят по городу. У Раскольникова из «Преступления и наказания» имеется пункт назначения, но он как будто и не хочет добраться до него и беспрестанно кружит по Петербургу. Все они — фланёры. Если проследить их маршруты по карте города, можно составить себе весьма полное представление о его географии.

Фланирующие герои Достоевского ведут свою родословную из «Петербургской летописи», которую Достоевский написал, когда ему было двадцать пять лет. Это произведение — не художественная литература, это сборник газетных «фельетонов». Тогдашний фельетон — это жанр наподобие эссе, который развился из газетной колонки «о разном». Литераторы писали там о последних происшествиях, сплетничали о жизни знаменитостей, критиковали общественные обыкновения, представляли книжные новинки, давали театральные рецензии — и все это бывало изложено живым стилем для развлечения читателя. Словом, фельетон — это разновидность «легкой литературы». В начале XIX века в западной Европе фельетонный жанр приобрел большую популярность. Модное поветрие быстро долетело до России, и здешние писатели наперебой бросились писать фельетоны. Достоевский тоже не остался в стороне. Он не был «высоколобым» автором исключительно «чистой литературы». Наоборот, он отличался необыкновенной чуткостью к новейшим литературным веяниям и обладал журналистской жилкой.

В то время главное направление в фельетонном жанре занимали «записные книжки». Литератор писал о том, что в таком-то театре идет такая-то постановка, что на такой-то улице случилось то-то. То есть основным предназначением жанра было «коллекционирование» новостей. Но в «Петербургской летописи» Достоевский отошел от стиля «записной книжки» и привнес в жанр немало нового. В частности, в качестве рассказчика на ее страницах появляется фланёр. Этот фланёр бродит по городу и несколько развязно пересказывает городские новости, делится впечатлениями об облике домов и улиц. Вернувшись домой, он рассказывает о свежем выпуске газеты, может поделиться фактами собственной биографии и воспоминаниями. Иными словами, рассказчик предстает не просто репортером, сообщающим о происшествиях и новостях, а отчасти и персонажем. Это создает у читателя впечатление душевной близости, вместе с рассказчиком он рассматривает петербургские пейзажи, видит уличные происшествия, временами выслушивает впечатления, оценки и признания фланёра.

Блестящий советский литературовед В. Л. Комарович так писал о фельетонах Достоевского: «Под пером Достоевского газетная хроника перерождалась в литературный жанр с характером исповеди» (В.Л. Комарович. «Петербургские фельетоны Достоевского»).

Из соединения фланера, занятого сбором новостей, и «я», отличающегося определенными личностными характеристиками, образуется фигура «рассказчика», появляющаяся во многих произведениях Достоевского. Если у этого рассказчика — фланёра и добытчика новостей — усиливается «репортажная» сторона, то на свет появляется повествователь из таких произведений, как «Ёлка и свадьба» и «Бесы»; если же берет верх исповедальная сторона, тогда это будет Мечтатель из «Белых ночей» и отставной коллежский асессор «Записок из подполья».

Для Достоевского, озабоченного социальными проблемами, фельетон представлял возможность фиксировать вопросы и ответы. Крошечные пассажи из «Петербургской летописи», посвященные мечтательству, шутовству, душевным свойствам русского человека, предвещают появление социального критика — Достоевского 60-х годов.

Эти пассажи разбухали, в них добавлялись характеры и сюжет — на свет появлялись художественные произведения, написанные приблизительно в одно время с «Петербургской летописью». Можно сказать, что из рассуждений о мечтателе вырос «Двойник». В сущности, «Петербургская летопись» имела функции записной книжки писателя.

«Дневник писателя», который Достоевский начал вести в 1873 г., имеет характер эссеистических заметок и очевидно вырос из «Петербургской летописи». Это запись размышлений Достоевского, подготовительный материал для его поздних художественных произведений.

Таким образом, фельетонная «Петербургская летопись» имеет важное и многоаспектное значение для творчества Достоевского.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2317