Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Господин Прохарчин" (Достоевский): анализ рассказа, характеристика главного героя

  • Статья
  • Еще по теме

В этом рассказе Достоевский снова изображает мелкого чиновника — ничтожного, слабого, одинокого и старого. Он ведет жизнь страшно скаредную: экономит на еде, не пьет чаю, избегает любых развлечений и общения, живет на дешевой квартире, ходит в лохмотьях и даже не моется. При этом он рассказывает, что помогает деньгами своей золовке в Твери, а потому-де ему следует экономить. Прохарчин притворяется нищим, водя за нос и своих соседей по квартире, и начальство, и сослуживцев.

В конце рассказа господин Прохарчин умирает, и когда дело доходит до уборки его грязного тюфяка, обнаруживается тайна героя: в тюфяке находят впечатляющую, никем не ожидаемую сумму денег в золотых и серебряных монетах. В зависимости от достоинства эти монеты обернуты в особые бумажки, причем «в самом методическом и солидном порядке».

Этот «бедный» старик в течение многих лет жил, словно нищий, но каждую ночь, когда его соседи отходили ко сну, он доставал из тюфяка свертки с деньгами и, глядя на них масляными глазками, пересчитывал свое богатство. 

Попробуем сравнить Прохарчина с героями Льва Толстого. Герои Толстого — это люди, которые одарены природой полнокровной жизнью и действуют прямо для осуществления своих целей. Вот Левин из «Анны Карениной», который косит траву на поле под бескрайним небом; вот Андрей Болконский из «Войны и мира», бегущий с поля боя... Совершенно ясно, что по сравнению с этими людьми Прохарчин обладает изломанной и болезненной натурой.

Лев Толстой говорил о Достоевском с долей презрения: «Да и не любил он здоровых людей. Он уверен, что если сам он болен — весь мир болен» (см. статью А. М. Горького «Лев Толстой»). Действительно, Достоевский пристально вглядывается в «больных» людей и оправдывает их. Ему интересны не здоровяки Левин с Болконским, он останавливает свой взор на «особом» человеке, который делает «противное не боясь стыда и людских пересудов, собственно для удовлетворения своих странных прихотей». Интерес к странным и больным людям был неотъемлемой частью представления Достоевского о человеке.

Аутсайдер Прохарчин, которого на службе не ставят ни во что, копит деньги, довольствуясь крохами, но у него совершенно нет потребности хоть когда-нибудь купить себе то, что ему хочется. Это не те деньги, на которые что-нибудь покупают, это совсем другие деньги.

Так зачем же Прохарчин из последних сил копит деньги, которые не являются «настоящими» деньгами?

У человека есть потребность в «награде», которой он гордится, даже если не показывает ее другим. Достоевский полагал, что каждый приниженный или находящийся на обочине жизни человек ищет возможность для реализации своих желаний — будь то вещь или фантазия. Каждому человеку надо оставить хотя бы шанс на то, чтобы его признали другие. Тот же, кто полностью лишен такого признания, то есть тот, у кого нет ни малейшего желания быть любимым, тот в своих попытках самореализации и поисках смысла собственного существования превращается в настоящего скрягу и раба денег.

Прохарчин обретает свою гордость и радость не в трате, а в накоплении. Достоевский говорит нам: Прохарчин — счастливый человек, хотя его презирают, а живот его пуст. Отталкиваясь от этих своих идей, Достоевский порождает самых различных персонажей. Вспомним хотя бы его поздний роман «Подросток», где незаконнорожденный девятнадцатилетний Аркадий является точно таким же скрягой.

В «Господине Прохарчине» видна и другая «тенденция» Достоевского. Как бы без всякой необходимости он извлекает из темных петербургских дворов «секреты», которые невозможно увидеть с улицы. Как он потом признавался в фельетоне «Петербургские сновидения в стихах и в прозе», страсть к «секретам» является разновидностью паранойи; «Преступление и наказание» также выросло из этого болезненного пристрастия. Привычка Достоевского внимательнейшим образом каждый день читать уголовную хронику растет из того же корня. Всю жизнь Достоевский испытывал огромный интерес к необычайным и труднообъяснимым для стороннего человека происшествиям и поступкам приниженных и падших людей — тех людей, которых человек «обычный» наблюдать не может.

Рассказ «Господин Прохарчин» был навеян газетной заметкой «Необыкновенная скупость». Прочитав сообщение о бедняке, у которого после его смерти обнаружили крупную сумму денег, Достоевский заинтересовался психологией такого «нищего» и написал свой рассказ. Исходным материалом для поздних произведений «Бесы» и «Кроткая» также послужила газетная криминальная хроника. Достоевский же пытался докопаться до корней, воображая себе «странные желания» невидимых миру людей, желания, которые стоят за преступлением. «Бедным людям», своему дебютному произведению, Достоевский предпослал эпиграф из В. Ф. Одоевского, в котором, в частности говорится: "Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!"

«Подземелье», о котором говорится в эпиграфе, — это изломанный психологический мир самого Достоевского с его «пугающей подозрительностью», мир, который нашел выход в «Бедных людях» и «Двойнике». Кроме того, как известно из истории создания «Господина Прохарчина», это и самые разные сообщаемые газетами происшествия и скандалы, источником которых послужили «странные желания» «нынешней России». Достоевский умел объективировать свою болезненную психологию с помощью самоанализа и превратить ее в свое оружие и, таким образом, он был в состоянии продолжить докапываться до корней тех болезней, которыми страдало окружавшее его общество.

В конце рассказа содержится важная фраза. Из губ умершего господина Прохарчина «как будто бы слышалось»: «...оно вот умер теперь; а ну, как этак того, то есть оно, пожалуй, и не может так быть, а ну как этак того, и не умер — слышь ты, встану, так что-то будет, а?»

Читатель недоумевает, но дело в том, что эта фраза имеет отношение к личному опыту Достоевского. С детских лет его преследовала страшная и странная фантазия, что он может впасть в летаргический сон, а потом вернуться к жизни. Хотя здесь мы имеем дело с художественным произведением, но все-таки этот страх находит выход в последних словах Прохарчина.

Достоевский ставит читателя в тупик, ибо вкладывает в уста героев мысли и фразы, которые являются продуктом его личного опыта, но не имеют связи с происходящим в самом произведении. Достоевский не разделял мнения, что «художественное произведение» является маленьким миром — самодостаточным и замкнутым в самом себе. Он полагал, что возможны и неожиданные отступления, и добавления личного свойства: смешение собственно «сюжета» и личные признания — вот что образует литературу. С помощью своих произведений Достоевский писал самого себя.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

🔍 смотри также:
Понравился материал?
18
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 7735