Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Дядюшкин сон": анализ произведения Достоевского

  • Статья
  • Еще по теме

В феврале 1854 г. срок тюремного заключения Достоевского подошел к концу, он вышел из стен омской тюрьмы, а уже в марте был направлен в Семипалатинск в качестве солдата. На протяжении следующих четырех лет он нес там солдатскую службу и жадно выискивал, что бы ему почитать. В остроге ему запрещали писать, из печатной продукции для чтения дозволялась только Библия.

Для того чтобы покинуть военную службу, получить разрешение на возобновление писательской деятельности и вернуться в Петербург, Достоевский испробовал много способов, обращался он и непосредственно к императору. Разрешение покинуть военную службу было предоставлено пять лет спустя — в марте 1859 года. Одновременно с этим в третьем номере журнала «Русское слово» Федор Михайлович публикует повесть «Дядюшкин сон».

Достоевский писал эту повесть в то же самое время, что и «Село Степанчиково и его обитатели». Оба произведения — юмористического плана, но в обоих присутствует и критика утопического социализма — проблема, которая волновала тогда Достоевского.

Героиня «Дядюшкиного сна» — Мария Александровна Москалева — хочет выдать замуж свою дочь Зинаиду за выжившего из ума, но богатого князя («дядюшку»). Он находится уже в возрасте, когда простое передвижение составляет проблему, он наполовину инвалид, и мысль о женитьбе ему никогда бы не пришла в голову, но, будучи вовлечен помимо своей воли в хитроумные интриги, он решает, что хочет жениться на молоденькой девушке. Но он слаб умом настолько, что не в состоянии понять — слышал ли он все эти разговоры о женитьбе наяву, или же все это ему только приснилось. Тут между Марией Александровной и людьми, которые хотят воспрепятствовать ее замыслу, начинается настоящая тяжба за престарелого князя, в конце концов вся эта история с женитьбой объявляется «дядюшкиным сном» — Мария Александровна терпит поражение. 

В этой фарсовой повести присутствует и критика Достоевским навязчивых филантропических идей и откровенного утопизма. Причиной ссылки Федора Михайловича стало его членство в кружке петрашевцев; в то время он был увлечен пришедшими из Франции идеями социализма как нового христианства, с его проповедью прекрасного и благородного филантропизма. Он мечтал о том, чтобы богатые и бедные, высокие и низкие, мужчины и женщины объединились в идеальном обществе в одно целое, где господствует братская и сестринская любовь. Он презирал тех «понимающих» людей, которые во главу угла ставят материальную выгоду.

Нынешний Достоевский, которому исполнилось уже тридцать семь лет, влагает в уста тяжело больного Васи, возлюбленного Зины, такие слова, которые можно оценить и как критику своих собственных прежних взглядов: «Ах, друг мой, вся моя жизнь была мечта. Я всё мечтал, всегда мечтал, а не жил, гордился, толпу презирал, а чем я гордился перед людьми? и сам не знаю. Чистотой сердца, благородством чувств? Но ведь все это было в мечтах, Зина, когда мы читали Шекспира...» Получается, что опьяненный «романтизмом» мечтатель наконец-то обратил внимание на собственную недальновидность и гордыню.

Зина соглашается на уговоры Марии Александровны выйти замуж за престарелого князя. Ситуация брака между богатым стариком и молодой девушкой часто появляется на страницах произведений Достоевского. В «Подростке» тоже обрисована точно такая же ситуация.

С помощью брака с князем Мария Александровна пытается спасти свою дочь от беспросветной бедности, сама же Зина рассчитывает, принеся себя в жертву, раздобыть денег на лечение Васи. Получается, что и она тоже — высокий духом «мечтатель». Но замысел терпит крах. В этом нет никакой необходимости, но, тем не менее, она честно признается перед горожанами в том, что они с матерью составили низкий план. Достоевский с большой иронией отзывается о Зине, как об обладательнице «литературной натуры». Мать тоже критикует ее за «мечтательность». Зина — это молодой Достоевский, а ее мать — это Достоевский нынешний. Тем не менее, мы не можем сказать, что Федор Михайлович полностью расквитался со своим прежним «романтизмом», «прекрасными мечтами» и «высокими идеалами».

Признания Васи, осуждение Марии Александровны свидетельствуют о том, что Достоевский вовсе не распрощался с этими «высокими идеалами». Хотя он и сознавал, что все это пустые мечтания и «прекрасные сны», но он говорит о них с тоской и любовью. Достоевский знал, что он — всего лишь мечтатель, но он был таким человеком, который не может жить без прекрасных снов. Он знал, что обманывается, что мечтает о несбыточном, но не обманываться он не мог, он, если можно так выразиться, был наркотически зависим от своих прекрасных мечтаний.

Непростые отношения между Достоевским и «прекрасной мечтой» будут явлены и в более поздних произведениях — скажем, в «Записках из подполья» («подпольный человек») и «Подростке» (Версилов), но и в период написания «Дядюшкина сна» они уже обнаруживают себя. Если мы внимательно перечитаем произведение в этом ракурсе, то обнаружим «модельного героя» такого типа — Зину, которая приносит себя в жертву ради своего возлюбленного Васи.

После выхода Достоевского из омской тюрьмы, служа солдатом в Семипалатинске, он воспылал горячей любовью к Марии Исаевой, замужней женщине. После смерти мужа Марии, в феврале 1857 г., они все-таки поженились. Попробуем посмотреть на поведение Достоевского до заключения этого брака.

Такова ли была Мария Исаева в действительности — большой вопрос, но сам писатель безоговорочно верил, что она кардинально отличается от семипалатинских обывателей, что она подобна ангелу и знает, что такое сочувствие к людям страдающим. Он писал ей о своей любви, о своем восхищении, ее по-детски добром сердце. В то время за Марией ухаживал и молодой учитель Николай Вергунов, и она оказывала внимание и ему. Достоевскому это было известно, но он не только не считал Марию предательницей, он считал ее поведение проявлением высоты любовного чувства и безграничной доброты. Ему хотелось думать, что Мария питает сочувствие и к нему — бывшему политкаторжанину без всяких жизненных перспектив, она проявляет сестринскую отзывчивость и по отношению к молодому бедному учителю, что она является обладательницей ангельской души. Сам Достоевский испытывал по отношению к своему сопернику дружеское расположение и всячески помогал ему—например, при устройстве на службу. Ему хотелось быть прекрасным жертвователем. Таким образом, и в отношениях с Марией Исаевой он, как и прежде, продолжал быть утопистом.

Совершенно ясно, что в своей любви к Марии он был движим образом, сокрытым в его душе, он был рабом своих эмоций и пристрастий. В конце концов Мария выбрала не молодого учителя, а Достоевского. Любивший жертвенность писатель приукрасил ее и уподобил Зине из «Дядюшкиного сна», которая приносит себя в жертву ради своего возлюбленного Васи. Более поздний роман «Идиот» тоже родился силой воображения писателя, верного принципам жертвенности и прекрасной любви.

В «Дядюшкином сне» появляется еще один молодой человек по фамилии Мозгляков. Он домогается руки Зины. Этот человек является приверженцем неких «современных» идей. Что это за идеи, в повести не разъясняется, но поскольку любовь Мозглякова обрисована как сугубо умственная и идеальная, можно предположить, что речь идет об утопическом социализме.

С точки зрения сюжета о «второй молодости» слабоумного старика, мучения Васи, жертвенность Зины, критика ее матерью «мечтательства» являются излишними. Причины такой «избыточности» трудно понять, если анализировать только сам текст. Исследуя психологию своих персонажей, их противоречивые, сложные и переплетающиеся характеры, Достоевский выводил на поверхность обнаруженных в своей душе их ««двойников».

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

🔍 смотри также:
Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 13228