Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Алеша Карамазов ("Братья Карамазовы"): образ персонажа Достоевского

  • Статья
  • Еще по теме

В предисловии к «Братьям Карамазовым» («От автора») Достоевский однозначно утверждает, что приступает к жизнеописанию младшего из братьев Карамазовых — Алёши (Алексея Федоровича Карамазова). Намекая на его будущность, писатель называет его «деятелем». Тем не менее, повествование романа вертится вокруг убийства Фёдора Карамазова, в нем много говорится о Дмитрии, Грушеньке, Иване, Смердякове, поступки которых вызваны к романной жизни вовсе не Алёшей. Достоевский имел в голове замысел продолжения романа, в котором центральным персонажем являлся бы Алёша, но после завершения «Братьев Карамазовых» (декабрь 1880 г.), Достоевский, к прискорбию, скончался в январе следующего 1881 года.

Есть люди, которые утверждают, что Федор Михайлович не смог бы написать продолжение, даже если бы его не постигла кончина. Есть и несогласные с этим мнением. Конечно, конечный замысел писателя нам неизвестен, но в предисловии он ясно свидетельствует: первая часть романа будет посвящена юности Алёши. Поэтому логично предположить, что Достоевский хотел написать и вторую часть. Но мы имеем только тот текст, который имеем, и в нем заявляемый в качестве главного героя Алёша Карамазов не находится в центре событий.

Если попытаться определить функцию Алёши в имеющемся в нашем распоряжении тексте, то это будет функция слушателя, внимающего самым разным героям повествования. Все они (Дмитрий, Грушенька, Иван, Катерина, Лиза Хохлакова, Снегирёв, Красоткин, Ракитин) делают его объектом своих душевных излияний. Даже не доверяющий ни себе, ни людям Фёдор Карамазов не может вне его присутствия получать удовольствие от своего пьянства. Заключенный в тюрьму по подозрению в убийстве, Дмитрий спрашивает Алёшу, думает ли тот, что Дмитрий в действительности является убийцей. Таким образом, он взывает к нему, как если бы Алёша был настоящим свидетелем. Получив отрицательный ответ, Дмитрий чувствует облегчение. Даже подозрительный и образованный Иван говорит о своей любви к младшему брату. Даже мальчик Илюша, страдающий от холодности людей и пребывающий от этого в неподобающей его годам замкнутости, открывается Алёше. Все они как бы испытывают беспокойство: если не будет Алёши, то как тогда жить?

Учитывая сказанное, понятно, что Алексей Карамазов выполняет роль «конферансье», который выводит героев на сцену. Можно сказать, что он — интервьюер, который рядится в одежды исповедника.

Такова роль Алёши сточки зрения конструкции романа. Что до отношений его с другими людьми, то он выступает как объект доверия, он оказывает им помощь. Видимо, в этом смысле Достоевский и называет его «деятелем». Для Достоевского это был новый тип персонажа. Начиная с первых произведений писателя, его герой — страдающий человек, который хочет, но не может действовать. Желание самореализации сильно в нем, но он не способен к этому, погрязая в болоте своих обид, это персонаж, который движется в сторону самоуничтожения. Его вера сильна и прекрасна, но он, в сущности, человек жалкий и слабый — будучи погружен в свои иллюзии, он неуравновешен и страдает родом психического расстройства. Именно таких персонажей Достоевский постоянно описывает в своих произведениях. Федор Михайлович — это «жестокий талант», который привык изображать искореженных людей без жалости и улыбки.

Сам Достоевский называет своих «пациентов» людьми из подполья, людьми с «сознанием лучшего», но бессильными, мечтателями. Им оказывали помощь, в основном, девушки или же молодые женщины, похожие на девушек. Лиза («Записки из подполья»), Соня («Преступление и наказание»), Мари («Идиот»), Матрёна («Бесы»), снова Лиза («Вечный муж»), жена-ребенок («Кроткая») — все эти девушки или похожие на детей женщины стараются исцелить больных героев. Они не умудрены жизненным опытом, чистосердечны, они не настаивают на своей правоте, не борются — у них нет для этого сил. Они помогают «больным», но они всегда пассивны, являясь проявлением абсолютного добра. Эти девушки не обладают достаточными силами для осуществления своей спасительной миссии. Сами они тоже в каком-то отношении обижены жизнью, и потому их часто постигает крах — еще до того, как они успели осуществить спасение другого. В этом и состоит «безжалостность» Достоевского. Раненый ребенок, спасающий больного взрослого, — у этих отношений не много перспектив.

Однако в «Братьях Карамазовых» мы не ощущаем этой «безжалостности» и «жестокости». Да, в романе присутствуют конфликтные отношения, скандалы и безобразия, но этот мир находится в движении, в нем есть место для настоящей жизни. Это произведение выводит из болезненной замкнутости, в нем есть утверждение жизни и освобождение от оков — такова жизнь Зосимы, а вслед за ним и Алёши, который выступает «деятелем», помогающим восстановить покой людей и утишить их страдания.

Создав в конце своей жизни образ «деятеля», Достоевский противопоставил его образу «мечтателя», к которому он неизменно обращался в прошлом. Впервые в галерее его героев — нездоровых и душевно больных — появляется деятель — обладатель «действенной» любви. Это не такая «деятельность», которая присуща адвокату Фетюковичу, или же товарищу прокурора Ипполиту Кирилловичу — желающим прославиться людям, которые проявляют свои способности в суде и сведущи в делах практических. Алёша Карамазов у Достоевского далек от обывательской житейской мудрости, у него нет желания приобрести известность. Но у него есть силы любить людей и отвечать на их доверие, он способен проникнуться страданиями других. В этом и состоит его «действенность». Это хорошо видно в его отношениях с девочкой Лизой Хохлаковой — он однозначно встает на сторону «пациента» и врачует его душевные раны. Он продолжает дело старца Зосимы.

Создавая такой образ, Достоевский, вероятно, претерпел немало мучений. Его часто обвиняли в «мучительстве». Действительно, его талант проявлялся, по преимуществу, в описании ненормальной психологии своих «пациентов», в безжалостном издевательстве — в чем он и достиг больших успехов. Создание образа здорового молодого человека было, видимо, для Достоевского делом непростым. Когда Алёша Карамазов призывает молодежь стремиться к светлому будущему, в нем чувствуется какая-то неестественность — ибо Достоевский не был мастером таких сцен. И, тем не менее, он без колебаний выводит этого «деятеля» на сцену. И здесь нельзя ограничиться тем, чтобы сказать: Алёша — это просто-напросто мечта Достоевского.

Алёша Карамазов — это не Мышкин — «прекрасный» и глубоко больной человек. В своем утверждении этого мира, в его восхищении природой можно обнаружить сходство с Макаром из «Подростка». Вместе с тем, он отличается от Макара, который является носителем добра и мудрости в пределах заранее очерченного круга. Подобно Зосиме, Алёшу называют «человеком странным, даже чудаком», без всяких колебаний он вникает в проблемы своих ближних, он немедленно протягивает им руку помощи, в нем есть та излишняя простота, которую ему, человеку незрелому, не преодолеть без посторонней подсказки, в нем сильно желание окунуться в жизнь. Его образ — свидетельство того, что Достоевский был полон новых порывов.

Достоевский не смог успокоиться на живописании привычного ему мира больных людей, изгнанных из «райской жизни». В своем последнем романе он создал новый для себя тип героя, который рассеивает мглу этого мира. Таким образом, Достоевский сумел заново перестроить здание своей литературы.

Алеша Карамазов — обладатель действенной любви, он «пышущий здоровьем подросток» и готов прийти на помощь, но в романе не прояснено, каким человеком он станет, с какими проблемами он столкнется. Трудность состояла для Достоевского в том, чтобы подняться на ту вершину, на которой он еще не был. И если Федор Михайлович действительно не хотел ограничиваться образом сочувствующего интервьюера, ему предстояло подняться на еще непокоренную вершину. В этой новой и трудной задаче подспорьем для него служили жития российских святых. Советские исследователи указали на то, что Достоевский многое почерпнул из жития Алексия, глубоко чтимого русскими простыми людьми (его житие зафиксировано и в «Золотой легенде»). В «Братьях Карамазовых» Ракитин с иронией уподобляет Алёшу этому святому.

Достоевский вовлекает молодого «святого» Алёшу Карамазова — в качестве сына и брата — в российские современные события, связанные с убийством. Он соединяет святое имя с фамилией «Карамазов» — «окрашенный в черное». Это свидетельствует о том, что и в жилах Алёши течет черная жаркая кровь.

Старший брат Иван рассказывает историю о том, как некий генерал затравил собаками до смерти мальчика на глазах у матери. Он спрашивает Алёшу, какого наказания тот заслуживает. Алёша отвечает: «Расстрелять!» Услышав эти мстительные слова от человека, посвятившего себя служению богу, Иван с иронией и любовью отмечает: «Браво! Так вот какой у тебя бесенок в сердечке сидит, Алёшка Карамазов!» Алёше не достичь сразу ангельского чина. После смерти Зосимы он осознает, что он тоже — Карамазов... В дальнейшем эта тема не получает раз вития, но Достоевский, который приступал к новому восхождению, вероятно, предчувствовал, что «деятеля» Алёшу еще ждут многие испытания.

«Братья Карамазовы» были первой частью замышлявшегося романа «Житие великого грешника». Однако вторая часть написана так и не была. Как это можно понять из писем Достоевского, Алёше Карамазову предназначалось стать «великим грешником»: потерять свою чистоту, предаться душевным метаниям, присоединиться к раскольникам, стать революционером. В «Братьях Карамазовых» юный Алёша проходит «обкатку» в качестве «деятеля» в среде своей семьи. Во второй части ему надлежало выйти на широкий простор, стать главным героем повествования, встретиться с различными трудностями, преобразиться, вырасти в «деятеля», который станет трудиться для возрожденной России. От истории семьи Карамазовых — разбитой семьи российского XIX века, Достоевский собирался перейти к рассказу о современном российском обществе в целом.

Если соперничество между Фёдором и Дмитрием, убийство, совершенное Иваном и Смердяковым, можно расценивать как свидетельства неверия Достоевского в Россию, отвращения к ней, то утешитель Зосима и деятельное сочувствие Алёши следует считать знаком веры писателя в будущее России, в радость ее возрождения.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 27436