Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

"Свадьба" (Чехов): описание пьесы из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Свадьба» — «сцена в одном действии» А.П. Чехова. Пьеса написана в октябре 1889 г. В основу ее положены рассказы Чехова «Брак по расчету» и «Свадьба с генералом» (оба 1884 г.); использованы автором и мотивы более ранних произведений, объединенных той же темой («Перед свадьбой» и «Свадьба»). Некоторые прототипы имеют таганрогское происхождение. В частности, грек Дымба срисован с одного из посетителей лавки П.Е. Чехова. Пьеса Чехова «Свадьба» открывает традицию, нашедшую затем продолжение у В.В. Маяковского в «Клопе», у Б. Брехта в «Мещанской свадьбе».

Как показал Б. Зингерман, здесь правят бал те, кого мы не видим в зрелой драме Чехова. Персонажи новаторского чеховского водевиля азартно борются за блага и ценности потребительского мира, — отсюда и стремление справить свадьбу «как у людей» и появление ожидаемого, но на деле непредсказуемого персонажа — свадебного генерала, который отказывается выполнять предназначенную ему роль и саморазоблачается, тем самым разоблачая других. Фраза «Человек, выведи меня!» стала крылатой. Мнимый генерал, капитан 2-го ранга Ревунов оказывается искренним и потому лишним человеком в мирке змеюкиных и ятей, внося в пьесу неожиданно-пронзительную драматическую ноту.

В «Свадьбе» Чехова отразилась еще одна особенность поэтики чеховского водевиля, связанная с полемическим стремлением автора вывернуть наизнанку «хорошо сделанную» традиционную пьеску с непременно счастливым финалом. Свадьба, юбилей, предложение — все это сорванные торжественные события, благие намерения скомпрометировавших себя героев. Персонажи Чехова стремятся казаться значительней и тем самым обнаруживают свою подлинную сущность. Юмор автора строится, таким образом, на несоответствии слов и дел, притязаний и нутра персонажей.

Пьеса Чехова была с успехом поставлена на сцене Александринского театра в апреле 1902 г. с участием К.А. Варламова (Ревунов-Караулов) и Н.Ф. Сазонова (Апломбов). В тот же год в Москве состоялась премьера на сцене театра Ф. Корша. Однако наиболее известной явилась постановка Е.Б. Вахтангова в 1920 г. в Третьей студии МХТ (с участием Б.В. Щукина и Р.Н. Симонова). Секрет успеха этого спектакля заключался прежде всего в «открытии» режиссера, «рассмотревшего» в чеховской «Свадьбе» «пир во время чумы». «Эти, зачумленные, — говорил он о чеховских обывателях, — не знают, что чума уже прошла, что, человечество раскрепощается, что не нужно генералов на свадьбу... ».

Во многих отношениях непревзойденной осталась кинематографическая версия «Свадьбы» режиссера И.М. Анненского (1944 г.), сумевшего собрать великолепный ансамбль актеров сатирического дара: Ф.Г. Раневская (Настасья Тимофеевна), Э.П. Гарин (Апломбов), С.Я. Мартинсон (Ять), А.Н. Грибов (Жигалов), О.Н. Абдулов (Дымба), В.П. Марецкая (Змеюкина).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6721