Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Сочинение: Что погубило доктора Старцева? (по рассказу "Ионыч" Чехова)

  • Статья
  • Еще по теме

80-90-е годы XIX столетия для России были годами жесточайшего полицейского террора. В эти годы появляются рассказы Чехова, высмеивающие духовный застой, пошлую и пустую жизнь обывателей, социальную несправедливость, издевательство над человеком («Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника» и др.).

Если в «Человеке в футляре» Чехов на примере Беликова показал «футлярную жизнь», то в рассказе «Ионыч» на примере Старцева изображен весь процесс образования подобных типов. Здесь Чехов раскрыл «пошлость пошлого человека» в интеллигенте и заклеймил в нем нравственное уродство мещанина как явление общественное.

Чтобы дать представление о жизни в городе С., писатель нас знакомит с семьей Туркиных, самой «образованной и талантливой» в городе. Но вскоре мы убеждаемся, постепенно узнавая членов этой семьи, как они бездарны и скучны. Весь талант Ивана Петровича заключается в том, что он говорит «на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии, очевидно, давно уже вошедшими у него в привычку: большинский, недурственно, покорчино вас благодарю...» Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности, а талант дочери, Екатерины Ивановны, — «вбить клавиши внутрь рояля». Невольно возникает вопрос: если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каким должен быть город?

Знакомясь с жителями города С., мы вспоминаем слова Ивана Иваныча из рассказа Чехова «Человек в футляре»: «А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор, — разве это не футляр?»

Вот в такую жизнь окунается молодой специалист Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьяковский сын», он полон сил, энергии, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересует литература, искусство, но он чувствует себя одиноким среди обывателей, они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом».

В рассказе «Ионыч» Чехов повествует нам печальную историю образованного врача Д. И. Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в угрюмого нелюдима и эгоиста. Автору для раскрытия силы обывальщины и пошлости достаточно лишь изображения узловых моментов в жизни героя. Так, например, в начале рассказа Старцев видит весь смысл жизни своей в работе, в том, чтобы быть полезным обществу. Однако несколько лет спустя Старцев опускается до такой ступени, что его интересуют только деньги, целью всей его жизни становится нажива. Это видно по тому, как он бесцеремонно ведет себя при осмотре назначенного к продаже дома или как поспешно принимает больных. Мы узнаем, что первое путешествие в город Старцев совершает пешком, потом он ездит на паре лошадей, и, наконец, на тройке с бубенчиками, с раскормленным кучером. За четыре года Старцев растерял все то, что когда-то его отличало от жителей города. Да и зовут его теперь все по-родственному — «Ионыч».

Был в судьбе Старцева миг, когда он почувствовал очарование жизни. Это любовь к дочери Туркиных. Но чувство Старцева не нашло отклика: Екатерина Ивановна уезжает, оставив его в кругу этих серых провинциальных обывателей. Через несколько лет после неудачного сватовства Старцев опять встречается с этой девушкой. На минутку в его сердце «затеплился огонек» прежнего чувства, которое, как показалось ему, еще может возродиться вновь, и девушка теперь ответит на него. Но, вспомнив, как по вечерам он жадно пересчитывает и прячет ассигнации, этот последний огонек в его душе погас. Теперь Старцев уже другой человек, он сам уже не способен к высокому чувству, теперь он больше всего думает о своем спокойствии.

Да, Старцев не смог побороть влияние той ужасной мещанской среды, которая постепенно его засасывала; не смог противопоставить он ей свое человеческое «я», не смог «сберечь в себе человека». Его погубило то, что благородная цель в жизни и служение обществу не стали основой его существования. Стремление к сытости и покою становилось сильнее.

В рассказе «Ионыч» слышится протест автора против пассивной роли интеллигенции в те годы, когда требовалось ее активное участие в общественно-политической жизни. Создав образ Старцева-Ионыча, Чехов поставил проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Эта проблема не устарела и в наше время. Чехов всегда с нами. Он продолжает свое благородное дело — нравственное и эстетическое воспитание нового человека, в котором «все должно быть прекрасно».

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 602