Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

"Смерть чиновника": анализ рассказа Чехова А.П.

  • Статья
  • Еще по теме

В центре рассказа «Смерть чиновника» (1883) оказывается разительная несоразмерность повода и следствия. В театре незадач­ливый, казалось бы, чиновник Иван Дмитриевич Червяков нечаян­но чихнул на статского генерала. Впрочем, у читателя этого рассказа нет никаких оснований для отнесения Червякова к уже известным по произведениям русской литературы «маленьким» людям: чехов­ский чиновник занимал не дешевое место на галерке, а дорогое во втором ряду кресел, и, следовательно, «социальная дистанция» меж­ду ним и генералом, сидящим в первом ряду кресел, была невелика. Немаловажно и то, что этот генерал не был его непосредственным начальником. Однако чиновник Червяков непонятно почему повел себя как «маленький человек». Своими настойчивыми извинениями он спровоцировал генеральский разнос и исключительно по соб­ственной инициативе оказался в положении «униженного и оскор­бленного».

Важно отметить, что чеховским персонажем кроме рабского же­лания извиниться перед генералом движет, как ни странно, и нечто другое: чиновник Червяков с завидным упорством хочет «объяснить» генералу недоразумение, указывая не на что-нибудь, а на сами «за­коны природы». В результате в чеховском рассказе начинает склады­ваться экзистенциальный смысл: в социуме человек рабски, как чер­вяк, подчиняется любому начальнику, а в бытии, согласно теории Дарвина, как и червяк, — «законам природы». Получается, что «по законам природы» он «вдруг» чихнул, и вследствие их неуместного вмешательства и вторящего им генеральского крика внезапно «по­мер». Чехов на примере чиновника Червякова предлагает посмотреть на человека, обостренно и даже болезненно воспринимающего свое положение в Бытии (вспомним героя первой части повести «Запи­ски из подполья» Ф. М.Достоевского), с новой стороны. Человек, полагающий, что «законы природы» к нему относятся насмешливо, либо бунтует, либо смиряется. Автор рассказа «Смерть чиновника» сделал акцент на безоговорочной готовности российского чиновни­ка быть рабом. В творчестве зрелого Чехова это раннее произведение будет связано с рассказом «Человек в футляре», писателя продолжат интересовать вопросы об особенностях определенного типа созна­ния, о месте человека в социуме и в Бытии.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012

По свидетельствам современников, Чехову могли быть известны случаи, схожие с описанным в рассказе "Смерть чиновника" (1883), однако это не означает, что произведение носит документальный характер. Если сюжет и мог быть взят писателем из жизни, то его психологическая трактовка - целиком заслуга Чехова.

У героя рассказа весьма типичная для чеховских персонажей "говорящая" фамилия: Червяков, человек, который ведет себя в высшей степени омерзительно, полностью теряет человеческий облик, он превращается во что-то (именно что во "что-то"!) ничтожное, жалкое, даже, пожалуй, и на червяка не похожее... И происходит это потому, что в герое сидит крепко вбитое в него службой "чин чина почитай", от которого он не в состоянии избавиться даже тогда, когда, казалось бы, о службе можно забыть - ведь завязка действия происходит в театре, где герой наслаждается жизнью, "чувствовал себя на верху блаженства". Поведение Червякова настолько нелепо, что трудно поверить, что все это происходит с ним всерьез. Однако для него происходящее - вопрос, как выясняется в конце рассказа, жизни или смерти. Его настойчивое желание извиниться вполне понятно, но после того, как он это делает, он оказывается подчиненным страху, тому самому чиновничьему страху перед начальством, о котором когда-то писал Гоголь. Подобно тому, как Городничий ищет в словах Хлестакова смысл, которого в них нет и быть не может, Червяков так и не может поверить до конца, что генерал Бризжалов обо всем "уже забыл", и этот страх толкает его на самые нелепые с точки зрения здравого смысла поступки: он начинает преследовать генерала, пытаясь "объясниться", но вместо этого все больше и больше запутывается в своих объяснениях, вызывая в конце концов взрыв ярости у измученного его преследованием "чужого начальника".. Этого начальственного "Пошёл вон!!!" Червяков в прямом смысле слов не мог пережить: "Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер" Великолепна деталь: чиновник, проживший всю жизнь как чиновник, умерший от того, что в душе был чиновником, умер "не снимая вицмундира"… Чиновником...

В анализируемом рассказе "Смерть чиновника" образ автора, как это и было присуще ранним рассказам Чехова, практически отсутствует, хотя авторская позиция выражена достаточно ясно: Чехов осуждает людей, которые не находят в себе сил оставаться людьми, теряют чувство собственного достоинства, поддаваясь внешним обстоятельствам. Он высмеивает Червякова, однако этот смех нельзя назвать ни юмористическим, ни сатирическим, скорее, Чехову больно за героя, который сам не осознаёт собственного ничтожества.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4660